Опубликовано 15 сентября 2022, 17:52
10 мин.

Blue Sky Research: как и кто в России развивает высокорисковые междисциплинарные исследования

Фото: Серия «Источники новых индустрий, 1 выпуск. Передовая химия» (Фонд инициатив Санкт-Петербурга)

Фото: Серия «Источники новых индустрий, 1 выпуск. Передовая химия» (Фонд инициатив Санкт-Петербурга)

15 сентября 2022 закончилась первая Школа научной коммуникации и личного бренда ученого «Новые имена в науке». Ее участниками стали 30 молодых исследователей из пяти городов России, работающих на стыке химии, биологии и искусственного интеллекта. Все они финалисты нового экспериментального конкурса высокорисковых научных проектов «Blue Sky Research – Искусственный интеллект в науке». В результате обучения, каждый из ученых представил стратегию продвижения своего научного проекта или продукта, научной группы, личной экспертизы или образовательной программы. О новом конкурсе, междисциплинарности, науке для любопытных и личном бренде российского ученого поговорим с генеральным директором Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга Сергеем Салкуцаном.

Наука для любопытных

На сайте издания Indicator.ru, которое пишет про современную науку, нет ни одного упоминания о такого типа исследованиях как Blue Sky Research. Как вы думаете, почему? И что же такое BSR? Приведите пример мировых научных открытий BSR?

В России существуют разные форматы финансирования науки со стороны государства и бизнеса. Но большинство из них сконцентрированы вокруг уже существующих научных групп. Начинающие исследователи (магистранты, аспиранты, молодые ученые) чаще всего присоединяются к действующим группам и не всегда имеют возможность решиться и сразу начать работу над своим личным проектом. При этом даже если молодой ученый подаст заявку на один из популярных грантов, то ему по правилам нужно будет отчитаться за государственные средства научными статьями и другими КПЭ (ключевыми показателями эффективности), основанными на научных достижениях.

Мы же с коллегами искали новые способы поддержки молодых ученых, существующие в мире. С акцентом на научные фронтиры, возможно, пока еще без доказательной базы, но потенциально интересные для молодежи. С другим подходом к оценке результата, возможностью корректировать путь развития научного проекта и отсутствием гарантированного результата по итогам работы (такой шанс тоже должен быть).

И, проведя анализ, мы нашли наиболее близкий формат, который известен в мире как Blue Sky Research. Это поисковые исследования без привязки к конечному результату или повестке сегодняшнего дня. Они могут быть из совершенно разных, часто, неочевидных направлений. Их результаты могут применяться в самых неожиданных областях, спустя десятки лет. Один из самых ярких примеров – это научная работа 1997 года о расплющивании насекомых о лобовое стекло автомобиля. Его результаты, только спустя 10 лет, окажутся необходимы для обеспечения безопасности машин беспилотников. А автор исследования Марк Хостетлер будет работать вместе с компанией Ford над специальным устройством для тестирования автомобилей.

Чаще всего Blue Sky Research называют наукой для любопытных. Так как ей движет не актуальность научной повестки, а любознательность ученых, желание изучить то, что на первый взгляд может показаться странным или бессмысленным.

Любопытство, возможность рисковать и ошибаться, исследовать неочевидные вещи – это то, что редко может финансироваться в России. Возможно, поэтому, и информации о таких работах почти нет.

Для Фонда Blue Sky Research – это также возможность как можно раньше дать ученым свободу в выборе пути своего развития, где автор сам придумывает научную задачу, не ждет ее от руководителя группы, сам формирует команду, валидирует результаты и решает проблемы. В результате чего мы можем получить десятки новых научных лидеров.

Исследования с непредсказуемыми результатами

Почему идея Конкурса Blue Sky Research возникла внутри Фонда, а не инициирована государством?

Blue Sky Research, наверное, и не может пока активно развиваться по инициативе государства, так как это исследования с непредсказуемыми результатами. Государство, в первую очередь, вкладывается в научные проекты с более ощутимыми КПЭ, более прогнозируемыми, так сказать. Хотя есть кейсы поддержки ряда молодых научных коллективов в государственных вузах, но их пока слишком мало.

Бизнес в этом случае более гибкий, готов пробовать, но все-таки если будет выбор между измеримым результатом и непрогнозируемым, то, есть ощущение, что бизнес выберет также конкретику. Бизнес хочет увидеть продукт, а не совокупность идей и исследований, которые пока никак не оформлены, у которых нет целевой аудитории и спроса. Им не знаком такой формат.

Поэтому остаются такие фонды как мы или любые другие, которые исследуют специфику, тестируют гипотезы и далее на базе этих кейсов можно предлагать новые инициативы для масштабирования. Например, чтобы системно на государственном уровне развивать сферу Blue Sky Research в России, потому что это позволяет быстро находить новых научных лидеров, создавать новые лаборатории и на самом раннем этапе поддерживать их.

В чем уникальность Конкурса?

Цель конкурса – мотивировать молодых ученых самостоятельно ставить научную задачу, брать на себя ответственность за будущий результат или неудачу. Создать им условия для формирования новой научной группы или нового продукта, ориентированного на бизнес. Это оказалось не так просто. Вам снимают практически все ограничения и дают много свободы.

Например, у участников Конкурса на входе может не быть научного задела, мы не требуем от них опыт реализации исследовательских проектов в данной предметной сфере. Поэтому в нем могут участвовать как магистранты первого курса, так и кандидаты наук, которые меняют свой научный профиль и идут в новую для себя сферу.

Конкурс проходит в два этапа. Первый – поиск научных задач. Научную задачу в конкурсе ставит «Заказчик». Это ученый, который формулирует гипотезу, возможные пути работы над ней и описывает недостающие ему компетенции. На этом этапе Фонд на конкурсной основе выбирает самые интересные задачи и публикует их на сайте Конкурса. Далее начинается второй этап – поиск научного исполнителя. «Исполнитель» – это исследователь (один или несколько ученых из разных сфер и организаций), который готов вместе с этим Заказчиком решить поставленную задачу, используя свои знания и опыт.

Этот подход позволяет Заказчику ускорить процесс поиска решения в разы. Без такой команды Исполнителей он мог бы идти к результату три-пять лет. А с междисциплинарной командой из разных научных областей и организаций – это быстрее и эффективнее.

Что тогда является КПЭ для ученых?

Отбирая научные задачи заказчиков, мы ориентируемся на их соответствие научному фронтиру. В этом году это сферы искусственного интеллекта и новой химии, синтетической биологии. Мы выбрали их благодаря проведенным вместе с с Фондом ЦСР “Северо-Запад”» форсайт-сессиям. В результате исследования стало понятно, что на стыке этих направлений в России не так много сложившихся научных групп, это новая тема и очень плодородная ниша для научного прорыва.

За десять месяцев, в течение которых идет работа над научными проектами, команды несколько раз рассказывают о своих результатах, демонстрируют прототип, корректируют направление, при необходимости. И, конечно, мы должны были продумать систему оценки, исключающую имитацию научной деятельности, спекуляцию результатами или лженауку. Поэтому Фонд ввел понятие «эксперты». Это люди из индустрии, науки, сферы коммуникаций, которые на протяжении всего Конкурса следят за ходом реализации каждого научного проекта. Верифицируют их достижения, и дают нам знать, что проект не стоит на месте, а действительно развивается в нужном русле. Они же осуществляют определенное менторство проектов, подсказывают, делятся опытом.

Задача экспертов увидеть потенциальную масштабируемость научного проекта, его внедрение в определенную сферу, коммерциализируемость, при этом, медийность проекта для нас также важна. Мы хотим, чтобы исследования, которыми занимается команда, можно было бы объяснить обществу, а команда понимала ценность данного процесса, вкладывалась в него.

Все это нам дает понять одно – проект движется, а не стоит на месте. Это главный КПЭ. А участник получает очередную свободу – свободу писать в отчете то, что он считает важным, или возможность скорректировать план и прийти к совершенно другому, неожиданному для себя, результату.

Так например, проект ученых Александра Семенчи, Виктора Клинкова и Дмитрия Вибе из Политеха Петра на старте был посвящен созданию миниспектрометра, с помощью которого обычный человек мог бы определить качество продуктов питания. В ходе реализации они стали тренироваться на молоке и у них получился совсем другой продукт — устройство в 100 раз меньше обычного, определяющее жирность молока за доли секунды. А это нужно на заводах, чтобы быстро и с высокой точностью за счет, в том числе, нейросетки классифицировать молоко.

Что ждет участников первого Конкурса?

Так как мы не ограничиваем участников ни научными, ни финансовыми КПЭ, то дальнейшее развитие их проектов может идти по двум направлениям. В выборе траектории мы их также не ограничиваем.

Первый вариант – команда проекта, которая представлена двумя-тремя разными организациями может объединиться в новую научную лабораторию и продолжить свое развитие в этой рамке. Это наша попытка создать новые междисциплинарные научные школы.

Второй вариант – это коммерциализация научного проекта и тут нам нужны бизнес-партнеры. Получив решение, команда демонстрирует его работоспособность экспертам и представителям бизнеса. И если оно отвечает бизнес-целям, то далее проект переходит в стадию взаимодействия с бизнес-заказчиком.

Новые лица в науке

Зачем командам проходить Школу научной коммуникации и личного бренда ученого? И что такое «Личный бренд ученого»?

Чтобы ученые посмотрели на свою разработку, как на продукт, мы организуем для них Школу научной коммуникации и Школу PI. Как продвигать свое исследование, как привлекать инвестора, как работать с разными целевыми группами, как «говорить на одном языке» со своими коллегами из других научных областей – ученый должен знать ответы на эти вопросы. А вот воспользуется ли он этим – это уже другая тема. Мы мотивируем их не только денежным грантом, но и образовательными возможностями, нетворкингом с бизнесом и ключевыми экспертами.

С другой стороны, сегодня в России очень мало известных ученых. Тех, про кого мы читаем в СМИ, видим их на телеканалах, приходим на их научно-популярные выступления. Это единицы. Понимая важность научного знания и то, что у общества существует запрос на научную экспертизу, мы хотели бы предложить ученым стать героями информационной повести, рассказать о себе и проверить, как их публичность отразится в дальнейшем на работе. Будет ли больше внимания со стороны бизнеса, или выше конкурс на программу, которой они руководят? Для этого с октября по декабрь 2022 ученые вместе с научными коммуникаторами будут работать над реализаций стратегии продвижения своего проекта, личной экспертизы или новой научной группы.

В декабре 2022 участники конкурса, десять команд, получившие в рамках Конкурса около 2 млн рублей, представят свои научные проекты на мероприятии, которое мы называем «Гранд-финал». Это будет интерактивное шоу с индивидуальным представлением результатов работы за десять месяцев.

Какие дальнейшие планы по масштабированию Конкурса?

В 2023 году мы хотим взять больше научных тем, добавив в них новые: ИИ и сельское хозяйство, пищевая промышленность, новые материалы и др.

Далее – это вовлечение еще большего числа участников. Ориентир не 15-20 команд, как в 2022 году, а 250-300 проектов. Но в таком случае сил фонда не хватит ни финансовых, ни организационных. Поэтому нам нужен партнер, с кем мы могли бы это масштабировать. Либо это более известные и масштабные фонды, которые могли бы подхватить проект, либо мы пойдем в бизнес – где компании будут выступать заказчиками научных решений.

Еще один вариант масштабирования – когда научный проект становится настоящим технологическим продуктом и начинает повсеместно использоваться бизнесом или конечным потребителем.

Как вы видите дальнейшее развитие Blue Sky Research в нашей стране? И кто должен развивать это направление? Что конкретно нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы такие исследования как BS развивались в несколько раз быстрее и масштабнее?

Конкурс, мог бы стать отборочным этапом, например, для крупных государственных конкурсов, направленных на создание в России новых научных лабораторий. Проектам нужен новый статус и новые ресурсы и это было бы отличным продолжением их работы. Мы знаем, что Минобрнауки планирует запустить подобный проект.

Если мы понимаем, что у проекта прикладной, коммерческий результат, то мы могли бы его рекомендовать для другого более масштабного конкурса в сфере предпринимательства. Такие конкурсы делают другие фонды.

Мы видим BSR как систему поиска и выявления новых научных коллективов, способных создавать как новые школы, так и новые наукоемкие продукты. Место общения ученых, где они знакомятся, объединяются, узнают друг друга и вместе учатся.

Оцените результаты первого Конкурса. Что бы вы хотели изменить или улучшить на следующий год?

Во-первых, мы хотели бы привлечь еще больше ученых, которые не знали бы друг друга до участия в конкурсе. В этом году было несколько знакомых друг другу коллективов.

Во-вторых, не все ученые пока понимают, что такое формат Blu Sky Research. Нам нужно больше об этом говорить. Часть проектов пока больше называют себя таковыми, нежели ими являются. Очень сложно сформулировать гипотезу, которая бы не была завязана на том, что вы уже делаете в рамках своей текущей исследовательской работы. Самой сложной задачей в процессе отбора было оценить тех, кто под видом этого конкурса «запихивает» свои текущие рабочие проекты. Но опять же, Конкурс – эксперимент, мы понимаем, что не все получится сразу, ни у участников, ни у самого фонда. Мы пробуем, тестируем и тоже делаем выводы.

В-третьих, мы хотели бы расширить пул наших стратегических партнеров (фонды и бизнес), которые помогли бы нам масштабировать идею Blue Sky Research на уровень всей страны, ведущих вузов, институтов, компаний, ориентированных на создание новых технологических продуктов. Мы хотим еще больше говорить с учеными про рынок, спрос, целевую аудиторию и то, как именно их проект может ответить на сегодняшние научно-технологические вызовы.

Автор:Indicator.Ru