Опубликовано 18 декабря 2018, 12:58

«Не стоит хранить "Джоконду" в сейфе у себя дома»

Какие статьи ученые цитируют больше всего и что из этого важно для СМИ
«Не стоит хранить "Джоконду" в сейфе у себя дома»

© Thomas McGraph/Max Pixel, zazzle/Flickr, Indicator.Ru

Какие научные статьи стали самыми популярными и самыми цитируемыми в уходящем году, можно ли построить объективную картину науки на основе наукометрического анализа и как греческий Университет Пелопоннеса может оказаться в лидерах по количеству математических исследований? Об этом Indicator.Ru рассказывает в материале, подготовленном совместно с Российским университетом дружбы народов.

Что анализировали?

Совместно с Российским университетом дружбы народов Indicator.Ru проанализировал самые цитируемые научные статьи из базы данных Web of Science за март-июнь 2018 года по приоритетным научным направлениям РУДН: «Физика», «Химия», «Медицина», «Математика» и «Современные языки». Однако по последнему направлению обнаружилось лишь шесть публикаций, что не позволило выделить самые цитируемые и популярные направления в этой области. А именно в этом и состояла главная цель анализа — проиллюстрировать сложности, возникающие при использовании наукометрического анализа для того, чтобы выявить самые популярные и перспективные темы научных исследований на текущий момент.

В нашу выборку вошло четыре крупных тематических направления, и наукометрический анализ адекватно работает на трех из них: медицине, физике и химии, «горячих» в плане публикационной активности и цитируемости. Для математики подобный анализ может привести к существенным искажениям картины, так как большинство работ по теоретической математике цитируется спустя годы после их выхода. Еще один важный тренд, усложняющий анализ, — это рост доли междисциплинарных исследований, из-за чего значительное количество публикаций повторяется в двух или даже трех сферах (чаще всего пересечения заметны в разделах «Химия» и «Физика»). Для сохранения объективности такие повторяющиеся публикации не были удалены из таблицы.

Для отбора статей был использован фильтр Hot Papers — благодаря ему отбираются публикации, которые вышли в последние три неполных года (2016–2018) и получили достаточно цитирований за определенный период (март-апрель и май-июнь соответственно), чтобы попасть по этому показателю в верхнюю 0,1% от общего количества статей.

Больше всего отобранных публикаций относится к медицине — 1793 статьи. Наиболее цитируемыми оказались статьи одного из самых престижных мировых медицинских журналов — The Lancet (импакт-фактор — 53,254 при среднем значении 4). За первый двухмесячный период (март-апрель) наибольшее число публикаций вышло в таких областях, как внутренние болезни, онкология, организация здравоохранения и гигиена труда, фармакология и фармацевтика. Самые цитируемые научные публикации, помимо обзорных статей, касаются раковых заболеваний самого широкого спектра, лечения и профилактики ВИЧ, болезней Паркинсона и Альцгеймера, расстройств аутистического спектра, а также наиболее распространенных проблем общественного здравоохранения — от заболеваний легких до смертности от употребления овощей и фруктов. В области синтеза лекарственных препаратов внимание ученых привлекают биоразлагаемые полимеры, служащие основой лекарств, а также препараты, использующие направленную доставку лекарственных средств к клетке.

В мае-июне больше всего работ было посвящено общей и терапевтической медицине, биохимии, молекулярной биологии и онкологии. В десятку самых популярных направлений также попали нейронауки, фармакология, биология клетки, кардиология, психиатрия и иммунология. Самые цитируемые работы касались широкого спектра вопросов — от лечения колоректального рака и других онкологических заболеваний до ухода за тяжелобольными, а также глобальных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды.

Стоит отметить большой интерес исследователей к обзорным статьям. Как правило, они встречаются среди лидеров по цитированиям внутри своих тематических линий гораздо чаще, чем «обычные» исследовательские работы. Именно обзорные статьи заняли первые пять строчек в рейтинге самых цитируемых публикаций. (Кстати, словом review («обзор») обозначена только одна из них, остальные проходят по классификатору под словом article («статья»)).

Если отсортировать статьи по тематическим направлениям, то их распределение будет выглядеть следующим образом:

Внутренние болезни453
Болезни периферических сосудов1
Ботаника1
Реабилитация1
Дыхательная система1

Топ-5 самых цитируемых статей по медицине:

НазваниеГод публикацииКол-во цитирований
Prevention and Control of Seasonal Influenza with Vaccines Recommendations of the Advisory Committee on Immunization Practices (1)2016458
ESPEN guideline: Clinical nutrition in surgery (2)2017453
Botulinum Neurotoxins: Biology, Pharmacology, and Toxicology (3)2017425
2018 Guidelines for the Early Management of Patients With Acute Ischemic Stroke: A Guideline for Healthcare Professionals From the American Heart Association/American Stroke Association (4)2018421
2017 ESC Guidelines on the Diagnosis and Treatment of Peripheral Arterial Diseases, in collaboration with the European Society for Vascular Surgery (ESVS) (5)2017421

Химия

По направлению «Химия» было отобрано 963 публикации. Самый цитируемый в этой области журнал — американское издание Chemical Reviews (импакт-фактор — 52,613). Также заметна роль журналов по материаловедению: американского Advanced Materials (21,95) и британского Advanced Energy Materials (21,875).

Для наиболее цитируемых публикаций в этой области деление на тематические линии оказалось очень условным, поскольку статьи относились к мультидисциплинарным исследованиям (более 60% об общего количества публикаций) и зачастую охватывали и химическую физику, и материаловедение, и нанотехнологии, и даже прикладную физику и физику конденсированной материи.

Наиболее цитируемые статьи касались катализаторов различных химических реакций, например используемых при очистке воды от вредных примесей; современной энергетики — от разработок, способных заменить литий-ионные батареи, до получения водорода для альтернативной энергетики; используемых в электронике сверхпроводников. Также самые популярные среди ученых исследования рассказывали о широко используемых в современной промышленности координационных полимерах, многофункциональных органических матрицах, а также о наноматериалах. В этой предметной области, как и в медицине, были популярны обзорные статьи с достижениями последних лет.

Химия в мультидисциплинарных исследованиях307
Электрохимия4
Энергия и топливо4
Термодинамика4
Биохимия и молекулярная биология2
Химия в мультидисциплинарных исследованиях (математическая и компьютерная биология)2
Химия в мультидисциплинарных исследованиях (океанология)2
Химические технологии2
Органическая химия2
Прикладная химия (энергия и топливо)1
Прикладная химия (науки о материалах)1
Химия в мультидисциплинарных исследованиях (химические технологии)1
Химия в мультидисциплинарных исследованиях (науки о материалах)1
Химия в мультидисциплинарных исследованиях (физика)1

Топ-5 наиболее цитируемых статей (все они относятся к типу review («обзоры»)):

Название статьиГод публикацииКол-во цитирований
Carbon–Carbon Bond Forming Reactions via Photogenerated Intermediates (1)2016483
Recent Progress in Electrode Materials for Sodium-Ion Batteries (2)2016470
Core–Shell Nanoparticle-Enhanced Raman Spectroscopy (3)2017463
Chemistry Can Make Strict and Fuzzy Controls for Bio-Systems: DNA Nanoarchitectonics and Cell-Macromolecular Nanoarchitectonics (4)2016460
Lanthanide-Activated Phosphors Based on 4f-5d Optical Transitions: Theoretical and Experimental Aspects (5)2017456

К направлению «Физика» (куда были включены еще и статьи по астрономии и астрофизике) относится 623 публикации из набора наиболее цитируемых. Наибольший импакт-фактор журнала составлял 19,79 (Advanced Materials).

В этой области также ярко проявилась важность и востребованность мультидисциплинарных исследований, а также условность деления на тематические подкатегории. Статьи всех этих категорий практически полностью повторяют аналогичные статьи направления «Химия». Самые цитируемые из них касались составных частей современных электронных устройств: батарей (альтернатива самым распространенным на данный момент литий-ионным батареям — натрий-ионные батареи) и сверхпроводников (применяются непосредственно в микросхемах) — катализаторов для различных химических реакций и координационных полимеров. Также в самых цитируемых статьях речь шла о новых материалах — двумерных, используемых для хранения и преобразования энергии, пористых наноматериалах для различных аккумуляторов и многофункциональных металл-органических матриц.

Химия (мультидисциплинарные исследования)170
Приборы и инструменты2
Механика2
Информатика1
Ядерная физика1

Топ-5 наиболее цитируемых статей (здесь review («обзор») только один — на третьем месте в рейтинге):

Weyl and Dirac semimetals in three-dimensional solids (1)2017500
Fundamental aspects of steady-state conversion of heat to work at the nanoscale (2)2017475
Recent Progress in Electrode Materials for Sodium-Ion Batteries (3)2016470
Mesa Isochrones and Stellar Tracks (MIST). I. Solar-Scaled Models (4)2016460
Active Particles in Complex and Crowded Environments (5)2016454

Математика

Всего в массиве исследованных данных к математике относится 181 статья. Максимальный импакт-фактор журнала, в котором были опубликованы статьи из выборки, составлял 6,605 (Archives of Computational Methods in Engineering), а максимальный индекс Хирша, 155, у Journal of American Statistical Association. Математика, особенно чистая, отличается в среднем крайне медленным и незначительным цитированием в сравнении с химией, физикой и медициной. Из этого следует, что анализ цитирований недавно опубликованных статей приводит к смещенным результатам. В частности, организации, которые опубликовали больше всего статей, сложно назвать ведущими мировыми центрами. В их число попали, например, греческий Университет Пелопоннеса, Китайский университет горного дела и технологий и Университет короля Абдулазиза в Саудовской Аравии.

Важную часть наиболее цитируемых исследований в этой области составили публикации, касающиеся прикладного применения математики, например: статистических методов в исследованиях генома и в иной работе с большими объемами данных, топологии поверхностей при проектировании самолетов и аэрокосмической техники и теории вероятности при анализе стоимости акций на фондовых рынках. Оставшаяся часть статей относится к сугубо фундаментальным исследованиям и представляет интерес для узких специалистов.

Тематическое направлениеКол-во статей
Прикладная математика97
Математика16
Информатика16
Инженерия (мультидисциплинарные исследования)14
Статистика11
Системы автоматизации и контроля9
Применение математики в междисциплинарных исследованиях9
Биохимические методы исследования4
Здравоохранение2
Управление производством и менеджмент2
Экономика1

Топ-6 наиболее цитируемых статей (публикации 3 и 4, а также 5 и 6 имеют одинаковое количество цитирований. В этом списке обзоры занимают первое, второе и четвертое места):

Variational Inference: A Review for Statisticians (1).2017169
Topology Optimization in Aircraft and Aerospace Structures Design (2).2016164
Penalising Model Component Complexity: A Principled, Practical Approach to Constructing Priors (3).2017107
Generalized Fiducial Inference: A Review and New Results (4).2016107
Comparative analysis of GMDH neural network based on genetic algorithm and particle swarm optimization in stable channel design (5).201787
A simple mathematical model of microtubules surrounded by an elastic matrix by nonlocal finite element method (6).201687

Результаты работы прокомментировала Елена Апасова, начальник управления по связям с общественностью РУДН: «Анализ научной повестки выявляет самые цитируемые темы, тем самым вузы могут корректировать свою стратегию в части публикационной деятельности, ведь цитирование публикаций напрямую влияет на позиции университетов в рейтингах. И на первое место выходит не желание конкретного ученого исследовать тему "для души", а потребности научного рынка публикаций. У публикаций в научных журналах узкая целевая аудитория, они направлены на создание репутации среди своих. Грубо говоря, один ученый читает другого ученого, и они друг друга цитируют. Научная повестка по факту задает повестку научно-популярных СМИ, аудитория которых — это широкая общественность.

Начальник управления по связям с общественностью РУДН Елена Апасова