19:03, 27 июля 2017

Реактивная «Комета»: как началась эра реактивной гражданской авиации

68 лет назад в воздух поднялся самолет de Havilland DH.106 Comet
Самолет Де Хевилленд DH.106 «Комета»

Самолет Де Хевилленд DH.106 «Комета»

Andrew Thomas/Wikimedia Commons

Как появился первый коммерческий реактивный пассажирский самолет, почему проект хотели закрыть, но так и не закрыли, читайте в рубрике «История науки».

Разговоры о том, что после окончания Второй мировой войны Великобритании понадобятся совсем другие самолеты для мирной жизни, начались еще за три года до победы в войне — в 1942 году. Правда, в какую-то реальную форму и программу действий они облеклись только год спустя. 11 марта 1943 года Кабинет министров сформировал комитет во главе с бароном Брабанзоном, который сформулировал требования к будущим самолетам. Согласно одному из этих требований, нужно было создать реактивный самолет с герметичной кабиной, который мог бы совершать трансатлантические беспосадочные перелеты с нагрузкой в одну тонну и скоростью в 640 километров в час.

Поначалу компания de Havilland, глава которой, сэр Джеффри де Хевиленд, входил в состав комитета Брабанзона, довольно скептически отнеслась к концепции реактивного самолета, поскольку такие двигатели были очень ненадежны и прожорливы, однако в итоге конструкторы компании занялись джетами.

Если кому-то показать тот эскизный чертеж, который de Havilland выдала на-гора уже в 1944 году, то вряд ли можно в этом самолетике увидеть первый реактивный лайнер: короткий фюзеляж, хвостовое оперение на двух крыльевых балках… Три двигателя. Глава компании понял, что нужно полностью переработать проект как по планеру, так и по двигателям. К 1946 году была сформирована новая команда конструкторов во главе с создателем легендарного истребителя-бомбардировщика Mosquito Рональдом Эриком Бишопом.

Динамика изменения проекта «Кометы»

Динамика изменения проекта «Кометы»

Wikimedia Commons

Проект еще несколько раз кардинально менялся (посмотрите, как сильно различаются его стадии от 1944 до 1947), превратившись в 24-местный дальнемагистральный лайнер (изначально было шесть мест), но 27 июля 1949 года прототип самолета G-ALVG поднялся в воздух.

Первый прототип (его легко отличить по квадратным иллюминаторам)

Первый прототип (его легко отличить по квадратным иллюминаторам)

Wikimedia Commons

Некоторую уверенность компании придавал тот факт, что еще в 1945 году British Overseas Airways Corporation, национальная авиакомпания, предложила купить 25 самолетов. Правда, в итоговом контракте фигурировало число 10, но суть это не меняло.

Надо сказать, что Comet-1 не был первым пассажирским реактивным самолетом в истории. В 1948 году в воздух поднялась экспериментальная реактивная версия Vickers VC.1 Viking, но там серийный выпуск и не предполагался.

Реактивный Vickers VC.1 Viking

Реактивный Vickers VC.1 Viking

Wikimedia Commons

«Комета» же стала настоящим первым пассажирским самолетом. 9 января 1951 года взлетела первая серийная машина Comet-1. Длина — 28 метров, скорость в 740 километров в час и дальность полета в 2400 километров обеспечивали четыре двигателя Halford H.2 Ghost 50, каждый тягой в 22 000 Н. Началась эра реактивной гражданской авиации.

Nimrod

Nimrod

Wikimedia Commons

Она могла бы закончиться очень быстро: в 1954-1955 годах началась череда авиакатастроф, и даже в самой компании de Havilland раздавались голоса с тем, чтобы запретить даже само имя «Комета». Тем не менее недостатки Comet версий 1, 1А, 2 и 3 были учтены и устранены, и в 1958 году в воздух поднялась более совершенная «Комета-4». Эти самолеты летали без малого сорок лет (до 1997 года), а военная версия, морской разведчик Nimrod, «вышла на пенсию» через 64 года после первого полета прототипа «Кометы».

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.