Опубликовано 27 июля 2017, 19:03

Реактивная «Комета»: как началась эра реактивной гражданской авиации

68 лет назад в воздух поднялся самолет de Havilland DH.106 Comet
Самолет Де Хевилленд DH.106 «Комета»

Самолет Де Хевилленд DH.106 «Комета»

© Andrew Thomas/Wikimedia Commons

Как появился первый коммерческий реактивный пассажирский самолет, почему проект хотели закрыть, но так и не закрыли, читайте в рубрике «История науки».

Разговоры о том, что после окончания Второй мировой войны Великобритании понадобятся совсем другие самолеты для мирной жизни, начались еще за три года до победы в войне — в 1942 году. Правда, в какую-то реальную форму и программу действий они облеклись только год спустя. 11 марта 1943 года Кабинет министров сформировал комитет во главе с бароном Брабанзоном, который сформулировал требования к будущим самолетам. Согласно одному из этих требований, нужно было создать реактивный самолет с герметичной кабиной, который мог бы совершать трансатлантические беспосадочные перелеты с нагрузкой в одну тонну и скоростью в 640 километров в час.

Поначалу компания de Havilland, глава которой, сэр Джеффри де Хевиленд, входил в состав комитета Брабанзона, довольно скептически отнеслась к концепции реактивного самолета, поскольку такие двигатели были очень ненадежны и прожорливы, однако в итоге конструкторы компании занялись джетами.

Если кому-то показать тот эскизный чертеж, который de Havilland выдала на-гора уже в 1944 году, то вряд ли можно в этом самолетике увидеть первый реактивный лайнер: короткий фюзеляж, хвостовое оперение на двух крыльевых балках… Три двигателя. Глава компании понял, что нужно полностью переработать проект как по планеру, так и по двигателям. К 1946 году была сформирована новая команда конструкторов во главе с создателем легендарного истребителя-бомбардировщика Mosquito Рональдом Эриком Бишопом.

Динамика изменения проекта «Кометы»

Динамика изменения проекта «Кометы»

© Wikimedia Commons

Проект еще несколько раз кардинально менялся (посмотрите, как сильно различаются его стадии от 1944 до 1947), превратившись в 24-местный дальнемагистральный лайнер (изначально было шесть мест), но 27 июля 1949 года прототип самолета G-ALVG поднялся в воздух.

Первый прототип (его легко отличить по квадратным иллюминаторам)

Первый прототип (его легко отличить по квадратным иллюминаторам)

© Wikimedia Commons

Некоторую уверенность компании придавал тот факт, что еще в 1945 году British Overseas Airways Corporation, национальная авиакомпания, предложила купить 25 самолетов. Правда, в итоговом контракте фигурировало число 10, но суть это не меняло.

Надо сказать, что Comet-1 не был первым пассажирским реактивным самолетом в истории. В 1948 году в воздух поднялась экспериментальная реактивная версия Vickers VC.1 Viking, но там серийный выпуск и не предполагался.

Реактивный Vickers VC.1 Viking

Реактивный Vickers VC.1 Viking

© Wikimedia Commons

«Комета» же стала настоящим первым пассажирским самолетом. 9 января 1951 года взлетела первая серийная машина Comet-1. Длина — 28 метров, скорость в 740 километров в час и дальность полета в 2400 километров обеспечивали четыре двигателя Halford H.2 Ghost 50, каждый тягой в 22 000 Н. Началась эра реактивной гражданской авиации.

Nimrod

Nimrod

© Wikimedia Commons

Она могла бы закончиться очень быстро: в 1954-1955 годах началась череда авиакатастроф, и даже в самой компании de Havilland раздавались голоса с тем, чтобы запретить даже само имя «Комета». Тем не менее недостатки Comet версий 1, 1А, 2 и 3 были учтены и устранены, и в 1958 году в воздух поднялась более совершенная «Комета-4». Эти самолеты летали без малого сорок лет (до 1997 года), а военная версия, морской разведчик Nimrod, «вышла на пенсию» через 64 года после первого полета прототипа «Кометы».

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.