Опубликовано 22 октября 2022, 19:39
5 мин.

Десять лет истории науки: дюжина «туполей»

Полет на привязном планере студента Андрея Туполева, 1910 год

Полет на привязном планере студента Андрея Туполева, 1910 год

Сегодня в истории отечественной авиации – да и техники вообще – знаменательный день. Ровно век назад было создано конструкторское бюро Андрея Николаевича Туполева. За сотню лет под руководством Туполева – а затем его преемника – в КБ было создано очень много замечательных летательных (и не только) аппаратов. Бомбардировщики, аэросани, рекордные самолеты, пассажирские лайнеры. Наш проект «Десять лет истории науки» и Десятилетие наук и технологий решили отметить этот юбилей, отобрав дюжину выдающихся самолетов, созданных Туполевым и туполевцами.

АНТ-1

АНТ-1

АНТ-1

Первый самолет Туполева, совершивший свой первый полет 21 октября 1923 года. Одноместный, одномоторный. Здесь уже впервые использовался металл – кольчугалюминий, хотя в основном это был все-таки самолет из дерева и ткани. Ну и на всякий случай: «АНТ» означает «Андрей Николаевич Туполев».

АНТ-2

АНТ-2

АНТ-2

Менее чем через год после первого самолета, 26 мая 1924 года, в воздух поднялся АНТ-2. Самый первый отечественный цельнометаллический самолет. Их уже было построено два экземпляра, а помимо кабины пилота был предусмотрен салон для двух пассажиров. На АНТ-2 и сейчас можно посмотреть в музее авиации в подмосковном Монино.

АНТ-2 в музее Монино

АНТ-2 в музее Монино

АНТ-20 «Максим Горький»

АНТ-20 «Максим Горький»

АНТ-20 «Максим Горький»

В 1932 году в СССР отмечался 40-летний юбилей творчества Максима Горького. Группа писателей и журналистов во главе с Михаилом Кольцовым загорелась идеей: построить агитационный самолет огромных размеров в честь Буревестника Революции. И в итоге построили! Огромный, восьмимоторный, с кроватями в крыльях, библиотекой, фотолабораторией и буфетом. Увы, у чуда техники оказался короткий век: АНТ-20 «Максим Горький» пролетал чуть больше года. 18 мая 1935 года во время демонстрационного полета один из сопровождавших гиганта истребителей решил сделать мертвую петлю вокруг крыла. Ошибка пилотирования – и самолет И-5 рухнул сверху на АНТ-20. Погибло 49 человек… Впрочем, «упрощенные» версии АНТ-20, шестимоторные АНТ-20-бис летали до 1942 года.

АНТ-20-бис

АНТ-20-бис

АНТ-25

АНТ-25

АНТ-25

Как и «Максим Горький», АНТ-25 тоже был «самый-самый». Только не «самый большой». Другое название у самолета было еще короче – РД. То есть «Рекорд Дальности». Впрочем, у Туполева не сразу получилось сделать рекордный самолет: из стен КБ вышли два борта с гофрированной обшивкой, которая не давала нужных характеристик. Молодой инженер ЦАГИ Макс Аркадьевич Тайц порекомендовал Андрею Николаевичу Туполеву обтянуть гофру полотном и покрыть аэролаком. Самолет сразу прибавил в дальности. И начались рекордные попытки. Правда, сначала у экипажа Сигизмунда Леваневского начались технические проблемы, и самолет вернулся, но затем сначала экипаж Валерия Чкалова пролетел 9375 километров до острова Удд в Охотском море, а затем он же перелетел через Северный полюс в Ванкувер, штат Вашингтон. Чуть позже Михаил Громов с экипажем улучшил результат Чкалова, установив мировой рекорд дальности полета в 11500 километров.

Ту-2

Ту-2

Ту-2

Один из лучших бомбардировщиков Второй мировой (по соотношению боевых потерь к количеству вылетов) Туполев создавал в «шарашке», после ареста. У него получился отличный скоростной бомбардировщик, который, увы, не успел внести решающего вклада в победу: его выпуск начали слишком поздно. Однако во время войны успело повоевать около 750 самолетов. И, в отличие от «одноклассников» Пе-2 и Ил-4, Ту-2 остался в войсках и в производстве до 1950-х годов. А в Китае Ту-2 стояли на вооружении аж до 1982 года! 40 лет эксплуатации для самолета времен Второй Мировой – это очень много. Впрочем, для самолетов Туполева это – не предел.

Ту-4

Ту-4

Ту-4

Сейчас, в период санкций, тема обратного или реверсного инжиниринга, стоит особо остро. 75 лет назад ситуация была похожей. Именно Туполеву поручили таким самым методом сделать копию американской «сверхкрепости» -бомбардировщика B-29. Начиналась холодная война и атомная эра, и ВВС СССР требовался отлчиный и дальний бомбардировщик, могущий нести ядерное оружие. В 1945 году поручение скопировать «американца» Туполеву дал лично Сталин. Два года спустя первый экземпляр Ту-4 совершил свой первый полет.

Ту-95

Ту-95МС

Ту-95МС

Тем не менее, как бы ни был хорош В-29 или Ту-4, дальность его была недостаточной, чтобы «достать» до США и вернуться. Сразу несколько КБ начали разрабатывать новые самолеты. Туполев не захотел заниматься реактивным самолетом (тем более, сверхзвуковым со стреловидным крылом) – и предпочел классическую схему. В 1952 году, еще при Сталине, взлетел самолет «95-1», будущий Ту-95. В этом году этот бомбардировщик, который вместе с современным Ту-160 составляет основу «воздушной» составляющей ядерной триады России, отметит 70 лет. Конечно, он модернизирован, напичкан современной электроникой, но факт остается фактом – это творение Туполева может оставаться в строю почти век. В ноябре мы о нем расскажем подробнее.

Ту-104

Ту-104

Ту-104

На самом деле, Туполев, конечно, не отвергал реактивные самолеты – уже в том же году, что и Ту-95, в воздух поднялся тяжелый реактивный бомбардировщик Ту-16 (к слову о долговечности – его китайская версия в строю и поныне). И уже тогда Андрей Николаевич задумался о том, чтобы сделать пассажирский самолет на его основе. Понятно, что бомбардировщик и пассажирский лайнер – две огромные разницы, но КБ Туполева справилось, и уже в 1955 году Ту-104 совершил свой первый полет. В мире это совершило эффект разорвавшейся бомбы – всего через 10 лет после кровавой, страшной войны, СССР показывает мировой уровень гражданского самолетостроения. Более того: в 1956 году, когда Ту-104 вышел на линии, он был единственным в мире пассажирским реактивным самолетом: De Havilland Comet из эксплуатации вывели, а Boeing-707 еще не появился на регулярных авиалиниях.

Ту-144

Испытательный полет Ту-144

Испытательный полет Ту-144

Еще один технический (и имиджевый) успех гражданского «Туполева» - это, конечно же, Ту-144. Первый в мире пассажирский сверхзвуковой реактивный самолет совершил свой первый испытательный полет перед самым Новым, 1969 годом – 31 декабря 1968 года, немного опередив британский Concord. Увы, на то время пассажирский сверхзвук был слишком дорогим, поэтому эксплуатация Ту-144 на регулярных линиях оказалась недолгой. Тем не менее, это очень важный для отечественной авиации самолет. А еще он очень красивый. Недаром он снялся в одной из лучших советских кинокомедий – «Мимино» (впрочем, другие лайнеры Туполева тоже неоднократно снимались в кино, в том числе – в «Невероятных приключениях итальянцев в России», где многие помнят посадку Ту-134 на шоссе, роль которого сыграла «загримированная» ВПП аэропорта Ульяновска).

Ту-154

Ту-154-Б2

Ту-154-Б2

Перечисляя самолеты Туполева невозможно не упомянуть и самый массовый (и один из самых красивых) его пассажирских самолетов. Знаменитый «туполь» - без объяснения, какой. Ту-154 поднялся в воздух на несколько месяцев раньше Ту-144, а эксплуатируется до сих пор. Недавно мы посвятили ему отдельную статью.

Ту-160

Ту-160

Ту-160

Гордость дальней авиации, самый тяжелый боевой самолет в мире, самый скоростной бомбардировщик, «Белый лебедь» - или Блэк Джек по классификаци НАТО – это все о самолете Ту-160, которому в прошлом году исполнилось 40 лет. Или меньше года в 2022 году – самой современной его модификации, Ту-160М2. Возможно, один из самых красивых самолетов в мире.

Ту-204/214

Ту-204/214

Ту-204/214

Современный мир санкций заставил российский авиапром напрячь все собственные силы. И пока будет «разгоняться» производство «Сухого-Суперджета» с отечественными двигателями и полностью отечественного МС-21, второе рождение самолета Ту-204, разработанного в конце 80-х, и поступившего в эксплуатацию в середине 90-х будет очень кстати.