Дракон расправил крылья
Темная лошадка
В конце 2000-х годов в руководстве NASA уже понимали, что программа Space Shuttle зашла в тупик. Слишком дорогая, слишком сложная и слишком крутая для современного уровня космонавтики. В 2011 году на Землю еще не вернулся из своего последнего полета челнок Atlantis, а в руководстве NASA уже признали, что катастрофически не успевают с созданием новой транспортной системы для доставки астронавтов на Международную космическую станцию. Помочь, пусть и не бесплатно, согласилась Россия, начав возить американских астронавтов на «Союзах», а американское управление спешно продолжило реализовывать замену программе Shuttle.
Кроме прочего в середине 2000-х в NASA изменилась схема работы с подрядчиками. Раньше управление заказывало у частных компаний отдельные решения — корабли, ракеты, скафандры, — а затем самостоятельно производило запуск. Чтобы уменьшить бюрократию и улучшить логистику, было принято решение покупать не отдельные сегменты, а сразу услугу целиком.
Первой ласточкой новой стратегии стала программа 2006 года Commercial Resupply Services по доставке грузов на международную космическую станцию, в рамках которой отобрали два корабля — Cygnus от Orbital Sciences Corporation и Dragon от SpaceX — и провели испытания и сертификацию под надзором NASA. Спустя шесть лет, начиная с 2012 года, снабжение МКС начало работать по новой схеме — каждый из финалистов использует свою ракету и свой корабль, а NASA только платит деньги и контролирует процесс. К слову, SpaceX обогнали своего конкурента Orbital Sciences почти на два года.
В 2010 году стартовала похожая программа — Commercial Crew Program — по созданию «услуги» доставки американских астронавтов к Международной космической станции. 16 сентября 2014 года были оглашены победители финального раунда программы, компании Boeing и SpaceX, которые поделили бюджет в 6,8 миллиарда долларов для завершения разработки, сертификации и демонстрации своих пилотируемых кораблей CST-100 и Dragon V2 (он же Crew Dragon).
Увы, так быстро, как с доставкой грузов, на сей раз не получилось. Фаворитом гонки была аэрокосмическая корпорация Boeing, имеющая большой опыт работы с NASA. Как потом показал аудит, руководители NASA еще и не совсем честно играли, выделяя Boeing больше денег. Однако большая корпорация забуксовала на прохождении тестов и сертификации. SpaceX сначала сократила отставание до нескольких месяцев, затем вырвалась вперед, совершив в марте 2019 года успешный запуск корабля Crew Dragon к МКС в беспилотном варианте.
Boeing попытался нагнать отставание, и в декабре 2019 года, спеша изо всех сил, запустил CST-100 в беспилотном варианте к МКС. Запуск оказался не совсем удачным. Из-за сбоя таймера полетного времени после отделения от ракеты-носителя космический корабль израсходовал слишком много топлива для коррекции своего расположения. Из-за нехватки топлива стыковку отменили, а корабль посадили спустя двое суток. О спешке при запуске может говорить и тот факт, что часть ошибок в неотлаженном программном обеспечении исправлялась прямо во время полета корабля. Последующий аудит NASA выявил еще как минимум две серьезных ошибки.
Так SpaceX буквально в финишном створе победил в Commercial Crew Program, после чего специалисты компании стали готовиться к главному «экзамену» — пилотируемому запуску.
Прямиком в историю
Первоначально запуск был назначен на 27 мая, но по факту из-за погоды состоялся лишь 30-го. Дело в том, что Космический центр Кеннеди и Канаверал, основные космодромы США, расположены в штате Флорида, прямо на берегу Атлантического океана, и особенно в сезон циклонов старты оттуда проводятся с регулярными задержками и переносами в ожидании хорошей погоды. Инженеры опасаются сильных порывов ветра на начальном участке полета и возможного оледенения ракеты. В этом отношении Байконур гораздо более предсказуемый космодром.
Старт был произведен 30 мая в 22:22 по московскому времени со стартового комплекса LC-39A в Космическом центре Кеннеди при помощи ракеты-носителя Falcon 9. Ракета сама по себе обычная, разве что первая ступень была по требованию NASA использована новая, еще не использовавшаяся в запусках. Ступень после завершения работы успешно села на платформу в Атлантическом океане.
Корабль Crew Dragon стоит рассмотреть поподробнее. Сделан он изначально из грузового корабля Dragon, и так же, как и грузовой вариант, разделен на две части. Герметичный отсек объемом 11 кубометров и негерметичный объемом в серьезные по космическим меркам 14 «кубов». Высота корабля 7,2 метра, это почти три этажа. Российский «Союз» даже немного длиннее за счет приборно-агрегатного отсека, но гораздо уже. Его диаметр 2,7 метра против 3,66 у Crew Dragon. На Землю после полета возвращается только герметичная часть с космонавтами, негерметичный отсек расстыковывается перед входом в плотные слои атмосферы. Возвращаемая часть может быть повторно использована до пяти раз, так же, как и у грузового корабля.
Изначально в SpaceX планировали размещать в Crew Dragon аж семь космонавтов, но NASA сертифицировала для полетов на Международную космическую станцию только версию для четверых членов экипажа. И все равно получается внушительный задел. На станцию могут прилететь четверо астронавтов и привезти с собой 2 500 килограммов груза в негерметичном грузовом отсеке. Для сравнения, «Союз» может доставить лишь троих космонавтов и не более 300 килограммов груза. 2 500 килограммов это масса полезной нагрузки грузового корабля «Прогресс», а в случае с Crew Dragon он берет ее «попутным грузом».
Запуск нового космического корабля привлек к себе очень много внимания. С одной стороны, все американцы ждали момента, когда на МКС вновь полетят «американские астронавты на американской ракете с американской земли». С другой стороны, это первый в истории случай, когда процесс доставки людей в космос полностью производится частной компанией, пусть на деньги и под неусыпным контролем NASA. Кроме прочего, SpaceX собрала очень большую аудиторию фанатов по всему миру, во многом на отличиях своего имиджа от классических аэрокосмических компаний. И пусть сейчас компания уже далеко не стартап — в ней работают более восьми тысяч сотрудников, — у нее по прежнему имидж маленькой частной компании, бросающей вызов всему миру. Немаловажная часть имиджа компании — ее основатель Илон Маск, обаятельный миллиардер, умеющий увлекать за собой.
А что у нас?
А что теперь делать «Роскосмосу»? США, как и предполагалось, восстановили статус-кво пилотируемых запусков, и теперь NASA перестанет покупать места на российских «Союзах». Если в 2011 году цена за одно место составляла немногим более 20 миллионов долларов, то в 2019 году место на «Союзе» стоило почти 90 миллионов. С учетом как минимум двух запусков сумма в несколько сотен миллионов долларов была для «Роскосмоса» довольно чувствительной. Теперь же этот поток прекратится, и места на «Союзах» NASA будет получать в обмен на места в Crew Dragon. Точно такая же практика существовала и во время одновременной эксплуатации «Союзов» и Space Shuttle.
Станет ли эта потеря критичной для «Роскосмоса»? Скорее всего, нет. Наверняка руководство госкорпорации попытается отыграться на космических туристах, продавая освободившиеся места. Полностью это не компенсирует потери, но снизить их сможет. «Роскосмос» уже заявил, что заказал два дополнительных корабля «Союз» для космического туризма. Вопрос, почему этого нельзя было сделать раньше, остается открытым.
Очень хочется надеяться, что произошедшее станет для «Роскосмоса» отрезвляющим ударом, показывающим, что тучные времена прошли и пора ускорять все процессы и проекты. Правда, насколько это получится у нынешней команды, покажет только время.
Автор: Михаил Котов
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.