Эксперты обсудили роль научно-технологического прогнозирования на Международном симпозиуме «Создавая будущее»
Практический потенциал истории отечественной науки обсудили участники дискуссии «Опыт прошлого в контурах будущего», организованной Центром истории российской науки и научно-технологического развития (Науковедческим центром) Российского государственного гуманитарного университета 4 ноября в Москве на площадке Национального центра «Россия» в рамках Международного симпозиума «Создавая будущее». Панельная сессия прошла в рамках реализации инициативы «Работа с опытом и проектирование будущего» Десятилетия науки и технологий.
В качестве фокусной точки выступающие обратились к советской науке, тесно связанной с настоящим и не боявшейся будущего, предложившей как научно-фантастические проекты, так и опыт комплексного прогнозирования. Приглашенные эксперты не только охарактеризовали идеи и события прошлого, но и обсудили его вклад в настоящее и технологическое будущее страны.
С вопросом «Почему прошлое изучают не только историки?» модератор Евгения Долгова, директор Науковедческого центра РГГУ, обратилась к философу, вице-президенту, директору управления исследований и инноваций Сбербанка Альберту Ефимову и социологу, директору Центра статистики и мониторинга науки и инноваций Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Екатерине Стрельцовой. Выступавшие открыли дискуссию, противопоставив суждения о «разрывах» и «преемственности» между прошлым, настоящим и будущим: «В своей деятельности мы опираемся на две вещи — на нашу память о прошлом и нашу волю входить в будущее. Но прошлое ни в коем случае не должно предопределять наше будущее, а искать аналогии в прошлом бесполезно» — отметил Альберт Ефимов. Екатерина Стрельцова, напротив, указала на важность изучения опыта прошлого, раскрыв его влияние в рамках концепции path-dependency. «Социологи всегда изучают исторические предпосылки формирования различных процессов и явлений», — подчеркнула она.
Культ ученого и науки в СССР как фактор, стимулирующий развитие науки, охарактеризовал в своем выступлении культуролог, журналист и писатель Константин Фрумкин. Он отметил: «Важно то, что Советская власть понимала: успех всего советского проекта в целом зависит от успехов науки». Его выступление открыло второй блок дискуссии, в рамках которого были представлены «большие» проекты, опередившие время и нашедшие отражение в советской научно-фантастической литературе. Участники дискуссии задались вопросом — как можно объяснить переплетение научных прорывов и фантастических сюжетов? В выступлении, посвященном 116-летию научно-фантастического романа Александра Богданова «Красная звезда», этот вопрос поставил доктор Адриан Мальдонадо, почетный консул Российской Федерации в Мексиканских Соединенных Штатах.
Тезис о проницаемости границ между наукой и фантастикой раскрыла Валерия Слискова, младший научный сотрудник Науковедческого центра РГГУ и начальник Научного архива Института этнологии и антропологии Российской академии наук. В выступлении она охарактеризовала естественнонаучные эксперименты 1910-1920-х годов в области гематологии, трансплантологии, фармакологии, эндокринологии. Экспериментальные исследования в области биомедицины стали «хирургической» попыткой преображения человеческого организма, нередко граничившей с современными им научно-фантастическими идеями и нашедшей отражение в фантастике прошлого. Валерия Слискова подчеркнула: «Научная фантастика не предсказывает будущее на сто процентов, но она однозначно придает импульс развитию науки, вдохновляя исследователей». О силе фантазирования говорил и Илья Сидорчук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Обратившись к концепту «социотехническое воображаемое», он отметил: «Советская научная фантастика и сейчас может удивить своими предвидениями, которые стали возможными как благодаря смелой фантазии, так и знанию актуальных достижений современной технической мысли. Одновременно ее опыт ценен вкладом в то, что можно назвать техникой в человеческом измерении: она учила, что новые открытия важны и для ученых и простых потребителей технологий, чья жизнь может преобразиться благодаря гению человеческой мысли».
В третьем блоке дискуссии выступавшие охарактеризовали связь «больших» проектов и программ прошлого с настоящим, поставили вопрос об их влиянии на актуальную научно-техническую повестку. Как менялось восприятие природы советскими учеными — от идеи покорения до охраны и защиты, от освоения ресурсов к устойчивому развитию — рассказал Александр Сорокин, декан Санкт-Петербургской школы социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге. Выступающий подчеркнул: «Природа и природные ресурсы — это пространство дискуссий, развития экологических знаний, прогнозов, а также столкновения и диалога научного сообщества, власти и индустрии в советских период. То, как ученые изучали и воспринимали природу, позволяет лучше понять "природу" самого научного сообщества, научно-технологического индустриального развития».
Вопросом о том, как видели советские ученые и фантасты пространство передачи знаний — университета — задался Михаил Грибовский, профессор Томского государственного университета. Яркой новацией советской системы образования 1930-х гг. стал «завод-втуз» — форма соединения обучения с производством — создание профессиональных учебных заведений при крупных промышленных предприятиях. Михаил Грибовский подчеркнул: «Научные фантасты XX века предостерегли нас от опасности создания бездушной системы образования, в которой предназначение и профессия человека определены всесильным и всезнающим сверхразумом».
Завершило дискуссию выступление Ирины Белых, программного директора и сооснователя Фестиваля актуального научного кино «ФАНК»; члена экспертного совета по неигровому кино Министерства культуры Российской Федерации, куратора инициативы «Наука как искусство» в рамках Десятилетия науки и технологий. Ирина подвела символические итоги дискуссии: «Что происходит в науке, как, для чего, какая миссия? Фокус в кино и других научно-популярных сюжетах сместился на человека. В центре — всегда история человека. А тема — наука и технологии — она создает контекст, в котором эта история развивается». Завершило дискуссию интерактивное голосование — из четырех вариантов ответа на вопрос «Что из советского научно-фантастического прошлого актуально для настоящего?» аудитория выбрала «Вера в мечту и сознательное допущение невозможного». Эта символический акцент инициировал обмен мнениями между участниками дискуссии и аудиторией.
Международный симпозиум «Создавая будущее» проходит с 4 по 6 ноября. Участники мероприятия — ученые, исследователи, футурологи, писатели-фантасты и представители органов власти из 101 страны, в том числе России, Индии, Италии, Ирана, Китая, ОАЭ, Сербии, США и Франции. В программе запланировано более 60 сессий. Программа и трансляции событий доступны на сайте.
Международный симпозиум «Создавая будущее» — первое мероприятие Национального центра «Россия», который был создан 1 июля 2024 года по распоряжению Президента Российской Федерации Владимира Путина. Центр призван сохранять наследие Международной выставки-форума «Россия» и демонстрировать достижения страны и ее граждан. В работе центра участвуют федеральные органы власти, государственные компании, корпорации и регионы. В первый день Симпозиума прошло более 20 мероприятий по четырем направлениям: будущее человека, будущее технологий, будущее многополярного мира и будущее цивилизаций. Участники обсудили перспективы развития инноваций, культуры, экологии, здравоохранения, дипломатии и контента. 4 ноября в работе Симпозиума приняли участие 3 тысячи человек.