Убытки и прибыли Илона Маска
Что стоит за публичной поддержкой гендиректора Tesla Motors и SpaceX Илона Маска в адрес Дональда Трампа, есть ли у них общие цели и как дружба с новым президентом США отразится на амбициозных планах и финансовом благосостоянии Маска, анализирует Indicator.Ru.
Илон Маск — один из самых одиозных лидеров технологической индустрии. В смелых планах бизнесмена, которого СМИ неоднократно называли «новым Стивом Джобсом», ни много ни мало совершить революцию в автопроме, энергетике и аэрокосмической индустрии одновременно. Возможно, именно амбиции не позволили Маску остаться в стороне от большой политики.
Любовь и ненависть от Маска
Отношения предпринимателя с новым президентом США Дональдом Трампом вызывают недоумение. На этой неделе Маск, один из главных адептов «чистой» энергетики в США, публично одобрил потенциальное назначение экс-гендиректора ExxonMobil Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря США.
«Рекс Тиллерсон имеет все шансы стать отличным госсекретарем, — написал бизнесмен в своем Twitter. — Рекс — исключительно компетентный управленец, понимает геополитику и знает, как привести свою команду к победе. Теперь его команда — это США».
@TheEconomist This may sound surprising coming from me, but I agree with The Economist. Rex Tillerson has the potential to be an excellent Sec of State.
— Elon Musk (@elonmusk) 24 января 2017 г.
Сразу возникает вопрос: будет ли победа бывшего нефтяного магната выигрышной для самого Маска и его команды? В коротком интервью для Gizmodo бизнесмен привел следующий аргумент: «Он (Тиллерсон, — прим. Indicator.Ru) многие годы публично заявлял о том, что налог на выброс углерода имеет смысл. Вряд ли есть человек, который лучше подходит для претворения этих планов в реальность, чем сам Тиллерсон. Это имеет гораздо большее значение, чем трубопроводы или открытие нефтяных резервов», — говорит Маск.
Ранее гендиректор Tesla и SpaceX также стал одним из бизнес-советников команды Трампа, что не осталось незамеченным для рынка. «У Илона Маска есть важный канал коммуникации с Дональдом Трампом за счет своей роли стратегического советника. Мы считаем, что такой уровень отношений с новой администрацией может принести больше стратегической ценности, чем при прежней администрации, — говорит аналитик Morgan Stanley Адам Джонс.
Однако еще за несколько дней до выборов отношение Маска к потенциальной администрации Трампа выглядело иначе. «Я склоняюсь к тому, что он не тот человек. Мне кажется, что его характер не лучшим образом представляет Соединенные Штаты», — заявил он телеканалу CNBC в ноябре 2016 года. При этом, отметил он, результаты выборов вряд ли повлияют на бизнес Tesla.
Не исключено, что в отношении Tesla он был прав. Однако империя Маска — это не одна, а целых три компании, как минимум одна из которых пока во многом зависит от госконтрактов. Давайте посмотрим, может ли структура финансовых активов Маска пролить свет на внезапный поворот на 180 градусов в отношении к новому президенту США.
Экономический треугольник
Три главных столпа финансовой империи Илона Маска — это компании Tesla Motors, Space Exploration Technologies (или SpaceX для краткости) и производитель солнечных батарей Solar City. Начнем с самого простого — единственной на сегодняшний день публичной компании Tesla Motors. Данные торгов Nasdaq на конец дня 25 января показывали, что рыночная капитализация компании достигла почти 41 миллиарда долларов. Журнал The Economist, публикация которого вышла 22 октября 2016 года, называл сумму примерно в 30 миллиардов долларов, что соответствует биржевым данным на конец предыдущего дня.
Исходя из данных журнала, доля Маска в активах Tesla — около 22,5%. То есть на сегодняшний день — это 9,2 миллиарда долларов. Это достаточно серьезный актив, чтобы не хотеть им рисковать. А риск для компании при новой администрации есть. Достаточно сравнить миссию Tesla («Ускорить переход мира на возобновляемые источники энергии») и позицию Трампа, который считает изменение климата обманом и, по слухам, ранее на этой неделе решил «заморозить» все текущие гранты и контракты с Агентством по защите окружающей среды (EPA).
При всей известности, Tesla пока еще не прибыльная компания. По данным последнего финотчета, за 9 месяцев 2016 года выручка компании составила 4,7 миллиарда долларов (рост на 68% относительно предыдущего года), а чистый убыток — 553,6 миллиона долларов за счет роста издержек.
Дальше — сложнее. Solar City была основана кузенами Маска и с 2016 года стала дочерней компанией Tesla Motors. В августе 2016 года Solar City получила предложение о покупке за 2,6 миллиарда долларов — за год капитализация компании упала почти наполовину на фоне острой конкуренции. В октябре The Economist оценил ее капитализацию примерно в 1,9 миллиарда долларов, а долю лично Маска в Solar City — примерно в 22%.
Компания также убыточна: недавний финотчет показывает, что при росте выручки на 79%, до 508,9 миллиона долларов, Solar City закончила три квартала 2016 года с чистым убытком в 758,7 миллиона долларов. Риски от нового политического курса также схожи с Tesla, особенно учитывая заявление Маска, что он планирует консолидировать операции компаний.
И, наконец, SpaceX. Уже две недели не утихают рыночные дискуссии вокруг публикации The Wall Street Journal, аналитики которой заявили, что получили доступ к финансовым показателям компании. По данным издания, коммерческая аэрокосмическая компания получала небольшую операционную прибыль в 2013 и 2014 годах, а в 2015 году столкнулась с убытком в 260 миллионов долларов из-за неудачного запуска ракеты-носителя Falcon 9. Из-за этого компании пришлось сократить число запусков в том году почти вдвое, что привело к снижению годовой выручки на 6%.
Здесь стоит отметить, что то, насколько точны эти данные, проверить сложно. SpaceX — единственная из трех компаний, которая никогда не была публичной (Маск неоднократно заявлял, что его не интересует IPO до тех пор, пока SpaceX не сможет доставить человека на Марс). Любые оценки финансовых результатов компании будут приблизительными либо основанными на трудно верифицируемых инсайдах, поскольку SpaceX не обязана регулярно раскрывать отчетность. Именно поэтому вокруг данных WSJ и возникли столь жаркие дискуссии.
Итак, что мы знаем о финансах SpaceX? Возвращаясь к оценкам The Economist, стоимость активов SpaceX на конец 2016 года составляла примерно 12 миллиардов долларов. Илону Маску принадлежит 54% компании. Вместо 20 планируемых запусков в 2016 году компании удалось произвести лишь восемь, что наверняка оказало влияние на финансовые результаты.
Несмотря на это, финансовый директор SpaceX Брет Джонсон ранее заявил WSJ, что у компании более 1 миллиарда долларов в наличных и легкореализуемых активах и нет задолженностей, при этом есть контракты на будущие запуски на общую сумму в 10 миллиардов долларов. По данным издания, компания прогнозирует выручку более чем в 30 миллиардов долларов к 2025 году. К 2019 году SpaceX намерена выйти на один запуск ракеты в неделю.
За счет чего компаниия намерена добиться столь амбициозных целей? Один из планов стал известен в ноябре, когда SpaceX подала заявку в Федеральную комиссию по телекоммуникациям на запуск почти 4500 спутников. Потенциально этот проект может стать прибыльным предприятием по обеспечению высокоскоростного доступа в Интернет по всему миру.
При этом очевидно, что часть выручки SpaceX будет зависеть от государственных контрактов. К примеру, один из контрактов SpaceX с NASA оценивается в 700 миллионов долларов. Кроме того, апреле прошлого года SpaceX получила контракт на 82,7 миллиона долларов на отправку спутника военно-воздушных сил США в космос в 2018 году, а в ноябре — контракт на 112 миллионов долларов от того же NASA на запуск научно-исследовательского спутника в 2021 году.
Точки соприкосновения
Что мы имеем в остатке, если полагаться на эти данные: три компании (по сути, уже практически две), которые не приносят прибыли, с темпами роста, которые во многом зависят либо от политических решений нового руководства страны, либо от государственных заказов.
Насколько прав в этой ситуации Илон Маск, который пытается найти общий язык с администрацией Трампа, оценивать сложно. Хотя, если отбросить принципиальные позиции, лозунги и сантименты, с точки зрения бизнеса этот подход как минимум понятен.
Кроме того, у Маска и Трампа есть и другие точки соприкосновения, главная из которых — национальное производство. Новый президент США неоднократно заявлял, что Apple и другие технологические компании должны наладить производство внутри страны. Компании Маска уже воплощают этот призыв в жизнь: SpaceX строит ракеты в Калифорнии, а Tesla и Solar City ведут производство в Калифорнии и Неваде.
«Избранный президент делает упор на производство в США так же, как и мы. Здесь мы строим крупнейшую фабрику в мире, создавая рабочие места в США», — заявлял Маск в серии вопросов и ответов с аналитиками ранее в январе.
Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что и Трамп, и Маск — успешные бизнесмены, в чем-то похожие по характеру, о чем не преминул заметить другой известный сторонник Трампа в Кремниевой долине, инвестор Питер Тиль. Хочется верить, что именно бизнес-рациональность и инновационное визионерство ляжет в основу сотрудничества Маска и Трампа, иначе обещанные главой Tesla и SpaceX революции задержатся еще как минимум на четыре года.
Автор — Алина Гайнуллина
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.