15:00, 31 мая 2017

История науки: человек, который «зажег» Москву

167 лет назад родился электротехник Евгений Тверитинов
Евгений Тверитинов

Евгений Тверитинов

Wikimedia Commons

Чему моряк и светотехник учил сыновей Александра III, что общего между ним и изобретателем радио Поповым и где в России впервые появились электрические фонари, читайте в сегодняшнем выпуске «Истории науки».

Наш герой родился в семье офицера морской артиллерии, где служба на флоте была семейной традицией. С детства Женя зачитывался рассказами о морских путешествиях и дальних странах. Неудивительно, что, когда нашему герою исполнилось семнадцать, он пошел в Морское училище. После учебы Тверитинову присвоили звание мичмана. Тогда и исполнились мечты юноши о дальних странствиях: наш герой отправился служить на фрегат «Светлана», на котором он в свои 22 года совершил кругосветное плавание.

Евгений не пожелал оставаться простым моряком, он решил учиться дальше. Тверитинов пошел в Минный офицерский класс в Кронштадте, где получил звание минного офицера второго разряда. Минными офицерами в то время называли специалистов, которые заведовали на корабле минами, торпедами и, вдобавок ко всему, всеми электромеханическими устройствами судна.

Увлечение электротехникой стало главным делом жизни Тверитинова. В январе 1878 года он был назначен флагманским минным офицером Минного отряда по электроосвещению. Тверитинов всерьез заинтересовался электричеством и открыл в себе талант изобретателя.

В это время началась русско-турецкая война, и наш герой был вынужден ехать на Черноморский флот служить на минном транспорте «Великий Князь Константин». После войны Тверитинов отправился на Всемирную промышленную выставку в Париж, чтобы побольше узнать об электрическом освещении. Одно из изобретений, которое заинтересовало его, французы называли «русским светом». Это была электрическая свеча — угольная дуговая лампа, изобретенная в 1875 году Павлом Яблочковым. Она состояла из двух угольных электродов, разделенных изолирующим слоем. Угольные стержни находились на простой подставке, напоминающей подсвечник. При подключении свечи к источнику тока предохранительная проволока на конце сгорала, поджигая дугу, и она начинала гореть, постепенно «съедая» электроды и разделительный слой.

Электрическая свеча Яблочкова

Электрическая свеча Яблочкова

Wikimedia Commons

По инициативе Тверитинова на улицах России впервые зажглись электрические фонари на основе свечей Яблочкова. Первой освещенной улицей стала Павловская (ныне Флотская) в Кронштадте. Эти же свечи ярко осветили корабли «Петр Великий», «Адмирал Лазарев», «Вице-Адмирал Попов» и яхту «Ливадия».

Потом Тверитинов занялся электрическим освещением Гатчинского дворца. Император Александр III очень интересовался новинками техники и старался увлечь этим своих детей. Поэтому, занимаясь освещением дворца, Тверитинов по распоряжению царя должен был обучать сыновей императора Георгия и Михаила основам электротехники и минного дела.

Кстати, в 1882 году для императора была построена шлюпка с электрическим двигателем, работающим от аккумулятора, разработанного Тверитиновым. Аккумуляторы заряжались на временной дворцовой электростанции.

15 февраля 1883 Тверитинова командировали в Москву, чтобы он устроил иллюминацию Кремля для коронации Александра III и Марии Федоровны. Наш герой вместе с матросами Минной школы оборудовал лампочками кремлевские башни, стены и колокольню Ивана Великого.

Иллюминация Москвы по случаю коронации 1883 года

Иллюминация Москвы по случаю коронации 1883 года

Константин Маковский

В Библиотеке Политехнического музея хранится книга Тверитинова «Электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого в дни коронационных торжеств». В ней подробно описаны проведенные опыты и вся подготовка, даны расчеты, схемы крепления лампочек и электрических машин. Вот что пишет в этой книге светотехник: «Коронационная комиссия, имея в виду сокращение расходов по устройству электрической иллюминации Кремля, обратилась с просьбою к Морскому министерству ссудить на время электрические машины и другие принадлежности по электрическому освещению. Кроме освещения колокольни было предположено установить на кремлевских башнях десять больших электрических солнц. Все электрические машины было предложено установить на Софийской набережной в расстоянии около 400 сажен от колокольни. На набережной были устроены два сарая, в которых разместили локомобили и динамо-машины. Еще три сарая, для работы дуговых прожекторов на кремлевских башнях, разместились под стенами Кремля».

Страница из труда Тверитинова «Электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого в дни коронационных торжеств», опубликованного в журнале «Электричество»

Страница из труда Тверитинова «Электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого в дни коронационных торжеств», опубликованного в журнале «Электричество»

Политех

Самой большой проблемой для Тверитинова было провести электричество через Москву-реку. Но решение было найдено: шестьдесят проводов были проложены на девяти деревянных столбах, два из которых установили по обе стороны реки. А на куполах колокольни Ивана Великого протянули канат, к которому прикрепили 3500 лампочек. По воспоминаниям современников «электрическое освещение Ивана Великого представляло эффект просто волшебный и никогда еще не бывалый». Именно новаторские инженерные идеи Евгения Тверитинова позволили создать это волшебство.

В 1880-е годы по инициативе нашего героя был открыт Электрический завод в Кронштадте, который изготавливал для Морского ведомства динамо-машины, аккумуляторы, прожекторы и другие электротехнические приборы. На этом заводе организовали производство нового типа морского аккумулятора с пастированными электродами, который наш герой изобрел и впервые опробовал в шлюпке для императора.

На аккумуляторе Тверитинов не остановился: он разработал станцию подводного освещения, создал специальный электрический фонарь для съемок под водой, разрабатывал самодвижущиеся мины с электрическими аккумуляторами, а также предложил во время боевых действий использовать электрическое освещение, чтобы ослеплять противников.

Талантливый Евгений Тверитинов, помимо всего прочего, играл на четырех музыкальных инструментах: скрипке, фортепьяно, виолончели и арфе. Когда заслуженному светотехнику исполнилось пятьдесят, Ученый совет Санкт-Петербургского императорского электротехнического института Александра III присвоил ему звание почетного инженера-электрика. Это звание в том же году было присвоено изобретателю радио Александру Попову. В 1905 году наш герой вышел в отставку в чине генерал-майора по Адмиралтейству.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.