Опубликовано 18 июня 2017, 13:21

История науки: «летающий утюг»

36 лет назад совершил свой первый полет самолет F-117 Night Hawk
Lockheed F-117 Nighthawk

Lockheed F-117 Nighthawk

© Wikimedia Commons

О том, как бывает полезно копаться в старых журналах, о летающем уродце и о новой эре в самолетостроении рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «История науки».

Для обычного человека слово «стелс» по-прежнему остается символом чего-то секретного, загадочного и суперсовременного. Тем не менее первый свой полет самолет, сделанный по технологии «стелс» совершил более трети века назад, разработка его началась более 40 лет назад, а идеи, на основе которых было создано это чудо техники, вообще базируются на статье нашего соотечественника более чем полувековой давности.

Началось все со статьи советского математика Петра Уфимцева, опубликованной в институтском журнале в 1964 году. В этой статье утверждалось, что сила возвратного сигнала от облучения радаром зависит не от размера объекта, а от конфигураций его кромок. То есть одной геометрией можно добиться снижения видимости самолета на радаре.

В 1970-х годах специалисты фирмы Lockheed Martin обнаружили эту статью, и с 1975 года началась работа над моделью «Безнадежный бриллиант» (слово «бриллиант» появилось из-за того, что угловатые кромки самолета вызывали ассоциации с одноименной формой огранки). 1 декабря 1977 года состоялся первый полет прототипа, и, хотя в ходе испытаний оба образца были потеряны, опыт оказался положительным — 1 ноября 1978 года было принято решение о разработке будущего F-117.

Самолет получился «уродцем», совершенно непохожим на другие самолеты. Угловатые рубленые формы, стреловидное «летающее крыло», непривычное для дозвукового самолета, ужасающая аэродинамика, которая была принесена в жертву низкой заметности.

Видимо, с этим связана и путаница в его обозначении в ВВС США. Летательный аппарат приняли на вооружение с индекстом F-117. Но «F» обозначает fighter, самолет-истребитель, который направлен на борьбу с самолетами противника. Для этой цели очень трудно найти более неподходящий самолет, чем «Ночной ястреб» (любой самолет в NATO имеет свое кодовое обозначение. F-117 получил название Night Hawk). Ужасный в пилотаже, нестабильный по тангажу и по рысканию (в самолеты ставили специальную систему автоматической стабилизации прямого полета) и, главное, совершенно другой по вооружению. По-хорошему, его нужно было называть «A» (Attacker — штурмовик) или «B» (Bomber — бомбардировщик).

Первый полет нового самолета состоялся над пустыней Невада 18 июня 1981 года. С тех пор в авиалексиконе появилось слово «стелс».

Впрочем, вопреки тому, что говорили журналисты, военные никогда не называли F-117 «невидимым». Это уже в 1990-х годах показало их боевое применение. Во время войны в Югославии один самолет был сбит «древней» советской ракетой С-125, произведенной в далеком 1975 году, другой — значительно поврежден. Кусочек сбитого самолета сербские коллеги потом прислали в музей концерна «Алмаз-Антей», который создал этот ракетный комплекс.

Фрагмент сбитого самолета  F-117 в Музее воздухоплавания в Сербии

Фрагмент сбитого самолета F-117 в Музее воздухоплавания в Сербии

© Wikimedia Commons

Несмотря на это и на то, что сейчас все «Ночные ястребы» уже сняты с вооружения, самолет стал огромной вехой в развитии авиации. Все современные истребители и бомбардировщики в своей конструкции сейчас тоже опираются на накопленный этим «летающим утюгом» опыт.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.