Опубликовано 08 апреля 2019, 13:38

ГАЗель превратили в беспилотный автобус

Команда разработчиков вместе с беспилотной ГАЗелью

Команда разработчиков вместе с беспилотной ГАЗелью

© Ксения Шашкина

Исследователи из Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева и сотрудники автомобильного завода «Группы ГАЗ» разработали беспилотный автобус на электрической тяге, взяв за основу автомобиль «Газель». Ученые продемонстрировали работу электробуса на заезде в рамках конкурса Up Great «Зимний город»: они набрали семь баллов из восьми по итогам квалификации.

В настоящее время все большую популярность набирают беспилотники — аппараты, которые могут перемещаться без помощи человека на борту. Беспилотный механизм был разработан еще во времена Первой мировой войны для летательных устройств и кораблей, бомбардирующих вражеские войска. С тех пор инженеры совершенствовали систему автоматического управления и адаптировали ее под другие транспортные средства, в том числе и под автомобили.

Сейчас разработка беспилотных машин считается одним из приоритетных направлений мировой инженерии. Ученые стремятся к созданию такого автомобиля, который самостоятельно и очень точно распознавал бы дорожную разметку, знаки, пешеходов и другие машины. Это будут как легковые автомобили, так и автобусы и грузовики. Беспилотник сможет быстрее отреагировать в случае экстренной ситуации, что поможет свести количество ДТП к минимуму и более эффективно использовать дороги, избегая пробок.

«Наш прототип представляет собой беспилотный электробус на базе автомобиля ”Газель NEXT”. Завод ”Группы ГАЗ” предоставил нам платформу, на которую был установлен электродвигатель и оборудование, необходимое для реализации функции беспилотного управления. Система имеет возможность управления основными элементами автомобиля: тяговым электродвигателем, педалью тормоза, рулевой рейкой», — рассказала одна из разработчиков беспилотной ГАЗели Ксения Шашкина, ведущий инженер, член команды НГТУ имени Р. Е. Алексеева в конкурсе «Зимний город».

Ученые отмечают, что двигатель на электротяге адаптирован для внешнего управления с помощью электрических сигналов. Компонентный состав системы беспилотного управления представлен бортовым вычислителем, оснащенным системой автономного поддержания требуемого температурного режима, лидарами, радарами дальнего и ближнего действия, камерами, стереокамерой, ультразвуковыми датчиками.

Для реализации функции беспилотного управления применяется навигационная система, которая позволяет получать точные координаты местоположения транспортного средства в пространстве. При недостаточной точности или отсутствии навигационных данных система использует лидар, который собирает облако точек вокруг автомобиля и передает его в программное обеспечение системы, где происходит определение препятствия в заданной области. Всю полученную информацию в режиме реального времени обрабатывают вычислительные блоки, которые потом воздействуют на управляющий механизм транспортного средства.

Несмотря на автономность электробуса, в нем все равно есть руль. Поскольку испытания беспилотных автомобилей только начались, при необходимости оператор — человек, контролирующий процесс внутри самого транспортного средства, — может вмешаться. Однако разработчики отмечают, что во время конкурсного заезда «Зимний город» за рулем никого не было. Оператор стоял снаружи и в любой момент мог нажать кнопку выключения на пульте дистанционного управления и остановить беспилотник.

В планах команды техническая доработка прототипа, в том числе в рамках подготовки к финалу конкурса «Зимний город», организаторами которого выступили Российская венчурная компания (РВК), фонд Сколково и Агентство стратегических инициатив (АСИ). В числе приоритетных направлений — повышение точности позиционирования и распознавания объектов дорожной сцены, увеличение скорости реагирования, улучшение надежности системы, адаптация к условиям осадков и плохой видимости, прогнозирование движения объектов (пешеходов, автомобилей) для оценки принятия решений беспилотного транспортного средства.

Работа отвечает на несколько вызовов Стратегии научно-технического развития РФ: переход к экологически безопасным транспортным средствам, которые обеспечат более эффективную транспортировку не только пассажиров, но и промышленных продуктов; переход к рациональному использованию дорожных ресурсов и подготовке страны к проблемам научно-технического развития мира.

Материал подготовлен при поддержке Фонда президентских грантов.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.