Технические науки

История науки: спуститься с небес на землю

145 лет назад родился Глеб Котельников
Глеб Котельников во время службы в армии

Глеб Котельников во время службы в армии

Public Domain

Почему Глеба Котельникова помнят не как актера и каково учиться одному, любить другое, а прославиться третьим, Indicator.Ru рассказывает в ежедневной рубрике «История науки».

В детстве Глеб проявлял примерно равный интерес к театру (и музыке) и к конструированию. Он был бы рад продолжить любое из этих увлечений и получить соответствующее образование, однако судьба распорядилась по-другому: умер его отец, и Глебу пришлось поступить в военное училище и отслужить в армии. Еще одна уступка — работа в провинциальном акцизном ведомстве. Трудно представить, чем были десять лет такой службы для человека, организовывавшего театральные кружки, где бы он ни находился, и мастерившего в свободное время. Так что к 1910 году Котельников, всерьез увлекшийся театром, его жена Юлия и трое детей перебрались в Петербург.

И вот наступил день рождения Котельникова-изобретателя — 7 октября 1910 года. В Петербурге тогда проходил Всероссийский праздник воздухоплавания, шли показательные выступления, публика была в восторге. Но незадолго до окончания праздника произошла трагедия: по неустановленной причине (версий тут много, от усталости пилота до самоубийства из политических соображений) летчик Лев Мациевич выпал из самолета и разбился.

«Нет слов, чтобы выразить тот ужас, который охватил всех нас, — описывал увиденное репортер. — В каком-то оцепенении мы стояли и внимательно рассматривали, как человеческое тело, крутясь в воздухе, падало на землю. Потом все бросились бежать к месту катастрофы и вон с поля. Бежали потому, что дальше стоять было невозможно — сердце бы не выдержало и разорвалось». Свидетелем того же был и будущий писатель, а тогда десятилетний мальчишка, Лев Успенский: «На летном поле к этому времени было уже не так много зрителей; и все-таки полувздох, полувопль, вырвавшийся у них, был страшен… Я стоял у самого барьера и так, что для меня все произошло почти прямо на фоне солнца. Черный силуэт вдруг распался на несколько частей. Стремительно чиркнул в них тяжелый мотор, почти так же молниеносно, ужасно размахивая руками, пронеслась к земле чернильная человеческая фигурка…».

Эта первая в русской авиации катастрофа потрясла и Котельникова. Он задумался, как сделать работу этих отважных летчиков безопаснее. Поддержала его и жена: «Неужели нельзя придумать такой парашют, который падал бы вместе с летчиком и раскрывался по его желанию?» Котельников задумался и взялся за дело. Надо сказать, взялся основательно, начав с изучения работ своих предшественников.

Чертеж устройства, похожего на парашют, сделанный Леонардо да Винчи

Чертеж устройства, похожего на парашют, сделанный Леонардо да Винчи

Wikimedia Commons

Вероятно, первые чертежи парашюта принадлежат Леонардо да Винчи. Однако в то время особой потребности в парашютах не было, и развития конструкция не получила. В последующие века парашюты изредка использовали, чтобы прыгать со скал, башен, из тюремных окон, с крыши обсерватории. Потом добрались и до воздушных шаров. Уж тут прыгали и женщины (среди первых парашютистов их было несколько), и артисты — на потеху публике. Собственно, для забавы (или острых ощущений) парашют чаще и использовали. Для своего прямого назначения, спасать жизни летчиков, он был слишком тяжел и ненадежен, к тому же не было устройства, которое позволило бы всегда держать его наготове. Над этой-то проблемой и задумался Котельников.

По воспоминаниям изобретателя, на верную мысль его натолкнула увиденная им сцена: женщина достала из сумочки крохотный сверток, который оказался большим, но тонким шелковым платком. Та же идея, сложенного и плотно упакованного купола из тонкой прочной ткани, легла в основу разработанного им парашюта. Важным было понимание того, что парашют должен постоянно находиться на летчике и в любую секунду быть готовым к использованию. Он также внес несколько усовершенствований: стропы были разделены на два «пучка», что позволяло маневрировать при снижении. Также он улучшил крепление: существовавшее на тот момент приводило к сильному рывку при раскрытии купола. В процессе работы над изобретением жесткий корпус ранца сменился мягким, однако общая идея используется и сейчас.

Для продолжения работы Котельникову нужны были средства. Армия в лице великого князя Александра Михайловича, отказала с формулировкой «Парашют в авиации — вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели» (сами парашютисты с этим утверждением, похоже, согласны, судя по известной присказке «В небе болтаются толпы бездельников, что ж ты наделал, товарищ Котельников?»). Спас затею с парашютом владелец печально известного в будущем «Англетера» купец Вильгельм Ломач. Он предоставил средства на изготовление опытных образцов и проведение испытаний. Правда, последние велись не по вертикали, а на земле: парашют был закреплен на автомобиле и открывался назад, как тормозные парашюты гоночных болидов.

Следом шли настоящие испытания, в которых изобретателю всегда помогал его друг Иван Иваныч. Верный манекен ни на что не жаловался, не калечился при неудачных приземлениях, не менял свою массу (вечные 80 кг к вашим услугам). Котельников эту верность ценил и конструировал свои парашюты хорошо — Иван Иваныч всякий раз оставался условно жив.

Испытания парашюта Глеба Котельникова с манекеном Иван Иванычем (справа)

Испытания парашюта Глеба Котельникова с манекеном Иван Иванычем (справа)

Public Domain

Вскоре спонсор Котельникова предложил ему поехать во Францию на конкурс парашютов для авиаторов. Изобретатель отказался, сославшись на занятость в театре, и Ломач поехал один. Точнее, с петербургским студентом, который продемонстрировал действие парашюта перед судьями конкурса и толпой любопытных. Несмотря на то, что испытания прошли благополучно, победителем парашют Котельникова не стал.

На родине о парашюте Котельникова вспомнили с началом Первой мировой войны. После этого он разработал несколько моделей, в том числе грузовую, совершенствовал конструкцию. В 1926 он передал все свои наработки Советскому правительству.

Памятный знак, поставленный на месте испытания первого парашюта, созданного Глебом Котельниковым

Памятный знак, поставленный на месте испытания первого парашюта, созданного Глебом Котельниковым

Wikimedia Commons

Глеб Котельников умер в 1944 году, пережив зиму в блокадном Ленинграде и эвакуацию. Его могила на Новодевичьем кладбище стала местом паломничества парашютистов и десантников.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.