Опубликовано 27 августа 2017, 13:03

Первый турбореактивный

78 лет назад взлетел экспериментальный самолет He-178
Первый турбореактивный

© Wikimedia Commons

О соперничестве немца и британца в создании первого реактивного двигателя, о том, как начиналась эра реактивной авиации, и о том, как прорывные самолеты не вызвали энтузиазма у авиационного руководства Третьего Рейха, рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «История науки».

История первого в мире самолета с турбореактивным двигателем началась еще в середине 1930-х годов. 10 ноября 1935 года 24-летний ассистент Геттингенского университета Ганс-Йохим Пабст фон Охайн получил патент № 317/38 на разработанный им турбореактивный двигатель. Не сказать, чтобы это было каким-то великим прорывом: еще в 1930 году в Великобритании Френк Уиттл получил аналогичный патент. Но патент – это треть дела. Нужно было еще создать двигатель, а затем под этот двигатель построить самолет. И вот в остальных третях Охайн оказался более проворным.

Ганс-Йохим Пабст фон Охайн

Ганс-Йохим Пабст фон Охайн

© Wikimedia Commons

В 1936 году его научный руководитель направил письмо авиаконструктору Эрнсту Хейнкелю с просьбой принять на работу своего шустрого ассистента и дать ему шанс воплотить двигатель в металле. Хейнкель согласился.

В сентябре 1937 года первый турбореактивный двигатель в Германии заработал («движок» Уиттла начал испытания в апреле того же года). Немецкий двигатель получил название HeS1 (He – по фамилии Хейнкеля, S от Strahi – реактивный).

Эрнст Хейнкель

Эрнст Хейнкель

© Wikimedia Commons

Но характеристики первого двигателя Охайна были очень сырыми, а тяга очень маленькой. После всех улучшений конструктор смог «выжать» из него всего 2500 Н. Вторая версия двигателя, HeS2, вообще разгонялась лишь до 900 Н вместо расчетных 5000 Н. Этот двигатель Охайн переделал в HeS3, добавив большой компрессор и увеличив камеры сгорания. 4400Н было уже достаточно для того, чтобы попытаться ставить его на самолет. А точнее – под самолет для начала.

Реплика HeS3

Реплика HeS3

© Wikimedia Commons

Первые воздушные испытания двигателя провели на винтовом самолете He-118V2, подвесив двигатель под брюхо и включая в полете. Эти испытания начались в мае 1939 года. Тогда Хейнкель уже строил под него самолет. Нужно сказать, что авиаконструктор делал сразу два самолета – Не-176 с ракетным двигателем и He-178 c турбореактивным. Мало ли что «выстрелит». История показала, что будущее за вторыми.

Эрих Варзин

Эрих Варзин

© Wikimedia Commons

Первые пробежки нового самолета начались уже летом 1939. За штурвалом сидел выдающийся летчик-испытатель Эрих Варзин, тот самый, который совсем незадолго до начала полетов He-178 c турбореактивным двигателем поднял в воздух He-176, первый в мире ракетный самолет (это случилось 20 июня 1939 года). 27 августа началась эра современной реактивной авиации. Первый полет прошел с проблемами: у самолета не убралось шасси, из-за чего длительность его пришлось сократить, ограничившись несколькими кругами над аэродромом в Мариенехе. В довершение ко всему, при заходе на посадку в воздухозаборник самолета попала птица, но Варзин сумел посадить «Хейнкеля». Германия обогнала весь мир в области турбореактивной авиации почти на два года: английский Gloster взлетел 15 мая 1941 года.

Реплика He-178 в аэропорту Росток

Реплика He-178 в аэропорту Росток

© Wikimedia Commons

Удивительно, что у высшего авиационного руководства прорывной самолет вызвал очень вялый интерес. Тем более, что через несколько дней после первого полета He-178 началась первая мировая война. Тем не менее, именно опыт Хейнкеля использовался во многом для создания первых в истории боевых реактивных самолетов.

А что же Охайн? После войны его вывезли в США, где он продолжил создание новых реактивных двигателей. И, кстати, после войны он встретился со своим конкурентом, сэром Френком Уитлом. Соперники стали друзьями на всю оставшуюся жизнь.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.