Опубликовано 10 марта 2017, 19:01

Инновации для россиян: что российские СМИ рассказывают об инновациях и технологиях

Абаканская солнечная электростанция

Абаканская солнечная электростанция

© Илья Наймушин/Reuters

Как российские журналисты подают новости об инновационном развитии, о каких технологиях пишут чаще всего и почему в сознании россиян качество жизни и инновации до сих пор не связаны — в материале Indicator.Ru.

С каждым годом тема инноваций и инновационного развития обсуждается в российских СМИ все активнее. В центре внимания оказываются те направления исследований, которым наибольшее внимание уделяет власть. При этом общественное мнение о технологиях и инновациях едва ли успевает за реальными изменениями в сфере. Опросы общественного мнения в России показывают: представления россиян об инновационной деятельности весьма поверхностны, а осведомленность низка.

В рамках исследования «Технологии и инновации в российских СМИ», эксперты изучили, как и что об инновациях рассказывают журналисты. Группа ученых из Национального исследовательского института мировой экономики и международный отношений имени Е.М. Примакова РАН и Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН проанализировала около 200 тысяч заметок об инновациях, опубликованных с 2005 по 2015 год. С исследованием можно ознакомиться в десятом номере журнала «Инновации» за 2016 год.

«Мы старались отобрать те СМИ, которые не только пишут про инновации, но и претендуют на информационное лидерство в ряде направлений, а также выступают как источник первичной информации, а не просто делают репост в стиле "британские ученые доказали…". Репосты забивают информационный канал и мешают анализу оригинального содержания. Наша же задача — разобраться в том, как журналист хотел подать информацию и что у него в итоге получилось», — рассказал Indicator.Ru один из авторов работы, кандидат технических наук, заведующий лабораторией Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН Илья Тихомиров. Всего ученые выделили 11 технологических направлений для последующего анализа.

Количество проанализированных статей с упоминаниями указанных технологий

Количество проанализированных статей с упоминаниями указанных технологий

© Илья Тихомиров

Авторы работы отмечают, что за последние десять лет существенно выросла упоминаемость всех технологий. Например, в выборке новостных сообщений за 2005 год в теме «Здравоохранение» было 1179 публикаций, а в 2015 году почти в два раза больше — 2062 публикации. С точки зрения динамики роста, больше всего внимания журналисты стали уделять информационным, военным технологиями, биотехнологиям и энергоэффективности. Об этих направлениях СМИ стали писать как минимум в три раза чаще.

Распределение анализируемых статей по годам

Распределение анализируемых статей по годам

© Илья Тихомиров

Ученые выяснили, не только сколько журналисты пишут о разных технологиях и инновациях, но и какую эмоциональную окраску имеют эти заметки. Чтобы проанализировать тональность новостных сообщений, они отобрали 120 текстов, в которых технологии упоминались в положительном или отрицательном контексте. Авторы работы разметили 346 различных пар словосочетаний и соответствующих «эмотивных конструкций».

«Мы специально "дотренировали" наш анализатор тональности, так как в текстах про инновации журналисты часто используют специальные эмотивные конструкции, отличные от используемых в текстах других жанров», — рассказал Илья Тихомиров.

Ученые пришли к следующим выводам. СМИ, как правило, пишут о технологиях нейтрально, что соответствует требованиям информационного стиля. «Хуже» всего журналисты пишут о военных технологиях. Именно они встречаются в негативном контексте наиболее часто. В свою очередь реже всего в отрицательном ключе пишут об информационных технологиях. При этом общество мало беспокоят такие вопросы, как нарушение личного пространства, шпионаж или разглашение личной информации. Хотя они оборотная сторона развития IT-технологий.

«Информационные технологии — это то, что пронизывает сферу инноваций целиком и является связующим звеном межу совершенно разными технологиями. Кроме того, в последние десять лет было очень много новинок в ИТ-сфере: смартфоны, планшеты, навигаторы и так далее. Все это вызывает интерес общества, а журналисты пишут как раз о том, что будет интересно их аудитории. Согласитесь, читатели скорее заинтересуются статьей об очередном айфоне, чем о какой-то непонятной штуковине для авиационного двигателя», — отметил Илья Тихомиров.

Что касается других технологий, то несмотря на рост числа статей отношение к ним не меняется. Относительная положительная динамики была выявлена только в отношении здравоохранения, энергетики и окружающей среды. Больше всего отрицательных оценок эксперты обнаружили в статьях о технологиях в области окружающей среды. Наиболее интересные результаты были получены в сфере нанотехнологий. «На протяжении всего десятилетия, несмотря на правительственные программы по развитию данного направления, положительной динамики в сообщениях не было», — заявляют авторы статьи.

Хотя новостей об инновационных технологиях становится все больше, отношение людей к ним едва ли меняется. Анализ связей технологий и социально-экономических факторов показал, что люди редко связывают развитие технологий с ростом собственного благосостояния. Исключение тут составляют только технологии по добыче полезных ископаемых. Авторы работы отмечают, что СМИ уделяют «излишнее с точки зрения доли публикация внимание к привычным для российской экономики секторам: энергетике и полезным ископаемым». Примечательно, что в то же время успешный с экономической точки зрения экспорт военных технологий с ростом благосостояния люди не связывают. Также не связывают и технологии ликвидации чрезвычайных ситуаций с конкурентоспособностью российской высокотехнологичной продукции, хотя МЧС помогает в ликвидации чрезвычайных ситуаций по всему миру и использует при этом новейшую отечественную технику и технологии.

По мнению авторов работы, россияне не вполне понимают, как именно технологии влияют на жизнь общества. «Анализ факторов группы "качество жизни" показал, что они вполне предсказуемо ассоциируются с технологиями в области здравоохранения и биотехнологиями, но не с информационными. В то время как последние лежат в основе такого направления, как телемедицина и персонифицированная медицина», — говорится в исследовании.

Наибольшее внимание СМИ уделяет направлениям исследований, которые поддерживаются государственными программами. Получается, что власть делает ставку на инновационное развитие и развитие технологий, а при этом в общественном сознании взаимосвязь инноваций и улучшения качества жизни не прослеживается.

«Среднестатистический гражданин уверен, что благосостояние зависит от инноваций, но что такое инновации, ему не совсем ясно. Отчасти это происходит из-за неправильно расставленных акцентов в новостных сообщениях и желания журналистов писать только на модные темы, а это уже, в свою очередь, является недоработкой информационной политики государства в инновационной сфере», — отмечает Тихомиров.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.