Опубликовано 25 июня 2019, 18:08

«Наша задача — всех пользователей Leader-ID максимально знакомить и связывать»

О следах — цифровых и не только — «Острова 10-22»
«Наша задача — всех пользователей Leader-ID максимально знакомить и связывать»

© Пресс-служба АНО «Платформа НТИ»

Для чего на образовательных интенсивах существуют лаборатории, каких результатов планируют добиться на «Острове 10-22» и как вокруг Национальной технологической инициативы создаются и «картируются» сети экспертов и инноваторов, в интервью Indicator.Ru рассказал исполнительный директор АНО «Платформа НТИ» Андрей Силинг.

— Андрей, расскажите о том, как будет организован «Остров 10-22». В частности, там будут работать несколько лабораторий. Это довольно необычный формат, можете пояснить, почему он был выбран и в чем его особенность?

— «Остров 10-22» — это уже второй образовательный интенсив, который проводит Университет «20.35». Мы будем работать в тех форматах, которые уже были опробованы на прошлогоднем «Острове», но будет и ряд новшеств. У «Острова» этого года есть четкая фокусировка на целевой аудитории: если прошлогодний интенсив формировался для широкого круга технологических лидеров, то в этом году фокус на командах развития ведущих российских университетов.

Мы считаем, что формат лаборатории подходит для этого наилучшим образом. Участники получат возможность освоить ряд технологических навыков — изучить подходы к работе с большими данными, попробовать себя в обучении нейросетей, разобраться с квантовыми вычислениями, начать пользоваться соответствующими программными пакетами, писать код и так далее. Это все вещи, с которыми большинство руководителей и специалистов, отвечающих за организацию образовательного процесса в университетах, как правило, ежедневно не сталкиваются. Вместе с тем, такие навыки сдвигают профессиональный взгляд и дают возможность прочувствовать на себе эффективность интенсивных форматов погружения в технологические компетенции. Мы привлекли многие ведущие технологические центры, прежде всего Центры компетенций по сквозным технологиям (СКВОТ) НТИ, договорились с ведущими российскими технологическими компаниями, банками, компаниями-учредителями АНО «Цифровая экономика». Учебно-практические лаборатории будут основой образовательного блока «Острова».

Особое внимание будет уделено созданию образовательной среды. Запланирована специальная лаборатория, посвященная эффективной организации пространства для развития тех или иных навыков и умений.

Мы видим, как с изменением технологической и коммуникационной сфер меняется взаимодействие между людьми, как меняется их взаимодействие с нарастающим потоком информации. Поэтому одно из направлений работы будет посвящено формированию мышления. Это касается и участников из числа сформировавшихся профессионалов, и студентов — тех, кому предстоит создавать новые технологические продукты и компании. Сегодня существует не очень много образовательных форматов, которые работают с постановкой мышления.

— Есть ли у команд, которые приедут на «Остров», какая-то форма отчетности? Что они должны будут сделать по итогам обучения? Как вы со своей стороны проконтролируете, что вы не зря для них это устраивали, что они смогут реализовать какие-то проекты на местах?

— Есть несколько групп результатов, которые мы должны получить по итогам «Острова». Первая группа – персональные результаты. На платформе Университета «20.35» формируется индивидуальный профиль компетенций: он создается, когда человек проходит вступительное тестирование. Дальше, по мере прохождения активностей «Острова» и получения подтверждения прироста навыков, профиль расширяется. Допустим, написал человек качественный код на Python — на платформе Университета «20.35» это фиксируется. Этот профиль — то, что остается с человеком, с участником «Острова» по его окончании. Фактически он получает этот сервис в долгосрочное пользование.

Второй блок результатов связан с проектами развития, которые команды разработают на «Острове». Базово каждая вузовская команда в ходе «Острова» разрабатывает и защищает проект развития своего вуза. Но кроме этих проектов, уверен, будет множество других. Бывает, что люди приезжают с одной задумкой, а по ходу участия в лабораториях, взаимодействия с другими командами, понимания новых технологических направлений, рождаются совершенно новые идеи. Для нас будет ценным увидеть это приращение в уровне амбиций и в масштабе проектов.

Третья группа результатов связана с организацией сетевого взаимодействия между университетами, Центрами компетенций НТИ, технологическими компаниями и другими участниками. Наша задача – создать максимальное количество устойчивых связей между всеми участниками экосистемы. Это будут соглашения, договоренности о совместных проектах, новых форматах образования, договоренности о сетевых межвузовских магистратурах и совместных системных инициативах.

— Давайте вернемся к персональным результатам — формированию цифрового следа. Значит ли это, что человек становится участником некоего сообщества, куда у него есть не просто входной билет, а целый профиль, где видно, на что человек способен, каких успехов добивался?

— Этот профиль — технологический сервис, который ничем не отличается от любого другого сервиса, например ситуации, когда мы пользуемся мобильным фитнес-приложением. Но в нашем случае речь идет не о вхождении в сообщество, а о присоединении к большому движению и большому эксперименту, практически в масштабах экосистемы НТИ, куда входят уже сотни тысяч людей.

— Но ведь можно сказать, что это то самое community, связанное с наукой, технологиями и инновациями?

— Я бы не стал говорить, что это community, потому что сообщество – это все-таки локальная сущность, сообщества очень большими не бывают. Это скорее сеть, объединенная группой сервисов, которую мы называем Leader-ID.

Наша задача — всю совокупность пользователей Leader-ID максимально знакомить и связывать друг с другом. Делать так, чтобы ресурсы, экспертиза, активности были доступны всем, кто в них заинтересован. Чтобы люди начинали «видеть» друг друга, даже если они в разных городах. У нас есть алгоритмы, которые позволяют Университету «20.35» и Leader-ID рекомендовать человеку полезные для него контакты и знакомства с теми, кто присутствует сейчас на площадке «Точка кипения» или на площадке конкретного мероприятия. На «Острове» будет больше 1,5 тыс. участников и 500 преподавателей, и мы, конечно, предоставим им эти возможности.

Одна из задач «Платформы НТИ» — сделать так, чтобы между командой и нужной ей технологической экспертизой, необходимыми ей ресурсами была самая короткая дистанция. Для этого мы работаем над сервисами «Платформы НТИ», которые позволяют увидеть и собрать информацию о потребностях. Отличный инструмент для этого — «Точки кипения». Люди могут прийти в «Точку» и почти всегда найти тех, к кому можно обратиться с вопросами: «Нам нужно для команды сделать тренинг по управлению, основанному на данных, где нам найти эксперта?» или «Мне нужен сильный дата-аналитик в команду, как найти?» или «Нашему проекту не хватает понимания рынка, где можно прокачаться?» Через сеть «Точек» можно довольно быстро найти экспертов практически по любой сквозной технологии. Точно так же через «Точки» можно получить обратную связь по идее стартапа, увидеть, кто подобными вопросами занимается в стране сегодня.

— А кто может воспользоваться этими возможностями?

— Все, кто приходит в «Точки кипения» и использует чат-бот, другие сервисы Leader-ID. У всех «Точек кипения» есть команды, которые регулярно организуют разные события, участвуют в их жизни. Эти люди, как правило, входят в разные типы сообществ – предпринимательские, научные, преподавательские, творческие.

— То есть любой человек, у которого есть идея для стартапа, какой-то прототип, научное открытие и который не знает, с кем обсудить дальнейшее развитие своего проекта, бесплатно может через Leader-ID уже сейчас получить какой-то комплекс услуг?

— Да, это довольно простой алгоритм. Есть пул ресурсов — Инфраструктурные центры НТИ, которые обеспечивают развитие соответствующих рынков, Центры компетенций НТИ по сквозным технологиям, ведущие университеты. Одна из задач «Платформы НТИ» – «картирование» этих ресурсов развития, а затем контекстный поиск по этим картам. То есть сегодня, если вы сделаете контекстный запрос в поисковике, то получите очень разбросанный результат. Задача – адаптировать такой сервис под контекст технологического развития. Чтобы ресурсы, которые вы ищете, не терялись в сотнях тысяч страниц поисковой выдачи, а их было несколько десятков. Я спрашиваю: «Где я могу получить экспертизу по такой-то технологической сфере?», а система выдает несколько десятков ответов, отсортированных по критериям. Для создания такой системы есть технологические партнеры, обладающие необходимыми ресурсами, и наша задача — выстроить с ними совместный сервис.

— Давайте вернемся к цифровому профилю, о котором вы рассказывали. Допустим, написал человек программу — информация об этом появляется у него в профиле. Как гарантируется достоверность данных? Потому что можно ведь написать что-то, что будет выглядеть как программа, а на самом деле не будет работать.

— Верификация производится в том образовательном модуле, в котором и проделана работа. Это не надо понимать как «в Word написал определенное количество строк». Конечно, это не так. Цифровой след фиксируется по определенному правилу, после одобрения того, кто ведет образовательный модуль. След может быть самый разный — мы пока экспериментируем со способами его сбора. Экспериментируем как с точки зрения технико-экономической, так и технологической: насколько информация достоверна, релевантна, насколько она отражает соответствующий навык человека. В прошлом году на «Острове» использовался целый спектр устройств, с помощью которых мы фиксировали разные элементы цифрового следа, например с помощью смарт-браслетов и нагрудных датчиков, которые снимали частоту сердечных сокращений. Конечно, это пока не законченные решения. Наша задача — пробовать разные инструменты для сбора цифрового следа, чтобы на выходе у нас появились решения, позволяющие с максимальной достоверностью и минимальной стоимостью собирать массив данных для последующих качественных рекомендаций человеку по формированию его образовательного маршрута.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.