Опубликовано 14 декабря 2016, 10:30

Инновациями мы занимаемся не первый год: как популяризовать науку

Как государство будет популяризировать науку и инновации в России
Артем Шадрин

Артем Шадрин

© Владимир Гердо/ТАСС

Нужны ли российским компаниям инновации, как Минэкономразвития планирует популяризировать инновации и науку и нужны ли институтам РАН пресс-службы, Indicator.Ru рассказал директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации Артем Шадрин.

В России будет сформирована программа популяризации науки, технологий и инноваций от институтов развития, научных организаций и федеральных органов исполнительной власти. Проект программы разработан рабочей группой, созданной Межведомственной комиссией по реализации стратегии инновационного развития РФ до 2020 года. Заседание комиссии состоялось на форуме «Экосистема инноваций» в Сочи.

— Когда была создана эта группа? Какая у нее основная цель?

— Ее создали более трех лет назад. Цель — координация действий институтов развития, федеральных министерств, некоммерческих организаций по популяризации инновационной деятельности.

— Сразу буду бросаться громкими утверждениями. В стране есть много средств на популяризацию науки, и в научных организациях, и в министерствах, но расходуются они не очень грамотно. Надо ситуацию менять. Вы такую оптимизацию и собираетесь провести?

— Да, мы хотим повысить результативность проектов, которые реализуются в этой сфере. Их эффективная координация позволяет сфокусироваться на приоритетах, достигать необходимой «экономии от масштаба», обеспечиваемой при объединении усилий нескольких организаций. Хороший пример – Московский международный форум «Открытые инновации», поддерживаемый всеми институтами развития.

— Тогда немного про инновации. В последние несколько месяцев мне три человека рассказывали о том, как они приходили со своими инновационными разработками в российские нефтегазовые компании, а те им говорили, мол, вы молодцы, разработка хорошая, но нам это не интересно. То есть российским компаниям инновации не нужны.

— Внедрение инноваций нефтегазовыми компаниями осуществляются при помощи привлечения специализированных сервисных инжиниринговых компаний, которые интегрируют различные технологические решения, реализуя крупные проекты в нефте-газодобыче.

У нас такие компании есть, но они сильно уступают по масштабам конкурентам, таким как например, «Шлюмберже» или «Халлибертон». Сейчас российские нефтегазовые компании в рамках импортозамещения стали все более активно формировать спрос на развитие таких технологий в России. Есть запрос на импортозамещение, например, у «Газпрома». Но надо отметить, что для крупных компаний работа с новыми поставщиками, с малыми предприятиями, не имеющими опыта работы – это риски. Насколько надежны предлагаемые решения, насколько они устойчивы к тем или иным природным условиям… Поэтому так высока роль сервисных компаний, которые принимают эти риски на себя.

— У того же «Газпрома» есть научно-исследовательские институты, но бюджет каждого из них - несколько десятков миллионов рублей, чего хватает на выплату небольших зарплат его сотрудникам.

— Думаю, это сильная недооценка, суммарный выделяемый бюджет на исследования и разработки на полтора-два порядка больше.

— За семь лет работы научным журналистом я впервые говорю о науке с человеком из министерства экономического развития. Это означает, что в России пошла, извините за сленг, «движуха»?

— Инновациями мы занимаемся не первый год, еще в декабре 2011 года была утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации, которую готовило наше министерство. Сейчас она актуализируется, и развитие науки, поддержка коммерциализации результатов – наш безусловный приоритет.

Среди задач Стратегии – формирование поддержки научно-технической и инновационной деятельности в обществе. Один из путей решения этой задачи – содействие координации деятельности по популяризации инноваций, поддерживаемой государством и институтами развития, обеспечение системности этой работы.

— То есть вы будете не деньги давать, а выстраивать систему так, чтобы имеющиеся на популяризацию средства использовались эффективным образом?

— Вопрос не только в деньгах. Вопрос в том, чтобы ярко, убедительно, талантливо усиливать интерес к научным исследованиям, инновационному предпринимательству.

— Как научные СМИ могли бы попасть в эту программу?

— Как правило и федеральные министерства, и институты развития финансируют проекты в области популяризации инноваций на конкурсной основе, поэтому возможность поучаствовать в реализации программы будет у всех.

— На заседании рабочей группы прозвучало, что программа рассчитана на год.

— Сама программа рассчитывается на три года, на год рассчитан план по ее реализации.

— На прошлой неделе была принята стратегия научно-технологического развития России, которая рассчитана до 2035 года. Будете ли вы как-то опираться и на нее в том числе? Там, например, есть такой пункт, как «развитие предпринимательского духа ученых»?

— Безусловно будем. Считаю, это правильная задача. Формирование и развитие новых успешных технологических компаний действительно, во-многом зависит как от предпринимательского духа ученых, также и от технологических компетенций предпринимателей.