Опубликовано 27 июля 2017, 20:00

Герой асфальта: как якутский школьник хочет решить одну из извечных проблем России

Интервью выпускника «Сириуса» Ашота Шагеняна
Герой асфальта: как якутский школьник хочет решить одну из извечных проблем России

© Глеб Гаранич/Reuters

Как из отходов сделать дизайнерскую статуэтку, какой должна быть сборная олимпиадников России и как справиться с одной из проблем Крайнего Севера, в интервью Indicator.Ru рассказал один из учащихся центра «Сириус», ученик десятого класса поселка городского типа Нижний Бестях, Республика Саха (Якутия).

— Расскажи о своей работе в «Сириусе».

— Наша работа называлась «Эволюция производства объектов дизайна». Современная промышленность производит огромное количество отходов, и эти отходы нужно утилизировать. При этом процесс утилизации может быть очень выгодным и даже красивым.

В нашей работе мы сочетали полиуретановую смолу с различными наполнителями (пигментами) в высокой концентрации — раньше такие материалы не использовались нигде. Мы хотели разработать технологический процесс быстрого изготовления дизайнерских изделий, используя отходы производства в качестве красящих пигментов, исследовать свойства материала.

В работе мы использовали готовые 3D-модели, делали резиновые формочки и отливали по ним фигурки. Кроме того, мы использовали 3D-сканирование, чтобы как-то усовершенствовать модель. В зависимости от концентрации наполнителя (от 10% до 40%) мы могли менять цвет фигурок, его насыщенность. Мы выяснили, что при высокой концентрации красителя материал становится довольно хрупким, но, если мы говорим о создании объектов дизайна, это не так уж важно: зачем фигурке прочность, если ее предназначение — стоять на полке?

— Во время беседы с Владимиром Путиным ты задавал ему вопрос о том, можно ли сформировать единую национальную сборную для участия в школьных олимпиадах и конференциях. Какой она должна быть, если бы существовала?

— Если бы она существовала, она должна была бы состоять из самых успешных молодых исследователей, которые попадали бы в состав только после отбора. Мне кажется очень важным, чтобы молодые и успешные ученые были вместе, постоянно общались. Думаю, что, если можно было бы начать с формирования таких сборных в регионах, потом можно было бы распространить это на всю страну.

— Ты говорил, что у тебя есть приглашение на выставку Intel. Можешь рассказать про нее подробнее?

— Эта выставка пройдет в мае 2018 года в США. Туда школьников отправляют по приглашению конференции «Шаг в будущее» и конференции МФТИ.

— Ты будешь представлять на конференции какие-то свои разработки?

— Я занимаюсь изобретением нового вида асфальтобетона. Он, собственно, уже разработан.

— И у тебя есть патент на него?

— Как раз сейчас занимаюсь оформлением.

— В чем особенность твоего асфальтобетона?

— На Крайнем Севере много осадков в виде дождя и снега. Из-за этого сначала вода заходит внутрь покрытия, а потом его просто распирает, он трескается. В мой асфальтобетон вода в принципе не может попасть, он очень водостойкий. И износоустойчивый.

— Сколько стоит производство такого асфальта?

— Если затрагивать тему только производства, то из-за присутствия в асфальтобетоне нового материала оно будет, конечно, дороже. Но я уже говорил, что асфальтобетон очень водостойкий и износоустойчивый, и это значит, что гарантия на эксплуатацию гораздо выше. Следовательно, эту дорогу не нужно будет менять и ремонтировать каждые 5-10 лет, как это делается сейчас. В этом и есть экономическая выгода моего изобретения.

— Смогут ли предприятия, которые сейчас производят асфальт, перейти на производство нового асфальтобетона? Потребуется ли для этого новое оборудование?

— Безусловно, все предприятия могут начать использовать этот асфальтобетон. Но в действительности его начнут использовать лишь те, кто разбирается в этом и понимает, что повторное ремонтирование дорог — это очень невыгодно, и лучше потратиться на покупку нового материала, чем вкладываться в ремонт дороги. Никакого нового оборудования при этом не потребуется. Технология изготовления асфальтобетона, по сути, остается неизменной, меняется лишь его состав.

— Ты сотрудничаешь с какими-то компаниями?

— Да, я сотрудничаю с лабораторией ООО «Мегинские автомагистрали». Пока мы повторно исследуем все свойства материала, поэтому я не могу ставить ни одну компанию под угрозу риска. После обработки их результатов, мне кажется, можно будет переходить к внедрению.

— А как ты вообще решил заниматься такой темой?

— К идее о том, чтобы начать модернизировать наш асфальтобетон, меня привела одна всем известная фраза: «В России две беды...» А если честно, то просто я провел почти все свое сознательное детство с папой и с дедушкой на заводе, так что, думаю, выбор идеи вполне обусловлен.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.