Опубликовано 12 октября 2025, 12:06
2 мин.

Инжиниринг как драйвер новой экономики: интеграция образования, науки и промышленности

Инжиниринг как драйвер новой экономики: интеграция образования, науки и промышленности

© Дмитрий Ковшов, СГУ, финалист конкурса «Медиакод»

В условиях перехода к технологическому суверенитету ключевая роль отводится инжинирингу — драйверу, объединяющему передовые разработки, подготовку кадров и реальное производство. Опытом успешной интеграции этих направлений поделились эксперты на круглом столе в рамках форума «Наука будущего — наука молодых».

Участников круглого стола поприветствовал Николай Дьяченко, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России, отметив актуальность темы инжиниринга как драйвера роста и важность выработки единых подходов к развитию отечественной промышленности.

Анатолий Караваев, заведующий кафедрой динамического моделирования и биомедицинской инженерии СГУ, подчеркнул эффективность практико-ориентированного подхода: «Мы считаем, что выработали очень удачный формат взаимодействия со студентами, когда уже с первого курса ребята включаются в выполнение реальных проектов». Этот принцип, реализованный в инжиниринговом центре университета, позволяет готовить востребованных специалистов.

Денис Анохин, старший научный сотрудник Лаборатории структурных и термических методов исследования МИСИС, представил уникальную разработку — нанокалориметр — и отметил междисциплинарный характер современных технологий: «Если человек вовлечен в междисциплинарное исследование, то он получает навыки в разных областях науки, что и формирует прекрасного специалиста». Однако он обозначил ключевую проблему: сложность удержания таких кадров в науке.

О системной работе с молодежью, начиная со школьной скамьи, рассказал Иван Чистяков, председатель Совета молодых ученых и специалистов АО «НПП «Алмаз». Он видит миссию молодежных советов в создании среды для профессионального роста, что позволит предприятиям готовить кадры «под ключ».

Дмитрий Перевощиков, и.о. директора Инжинирингового центра Пироговского Университета, указал на необходимость поиска «общего языка» между разными профессиями. Решение он видит в проектном подходе и промышленном дизайне: «Промышленный дизайнер сегодня — это ключевой менеджер в проекте, который трансформирует желания врача, ученого и инженера в успешный экономический продукт».

Иван Зубрилин, директор Инжинирингового центра Самарского университета, подчеркнул эффективность проектного обучения: «Студенты осознают необходимость знаний только при решении реальных задач. Мотивация важнее знаний». Такой подход готовит инженеров, способных отвечать на вызовы современной экономики.

Обсуждение показало, что будущее российской инженерии зависит от тесной кооперации вузов, науки и промышленности. Успех лежит в создании сквозной цепочки: от мотивированного студента и передовой лаборатории до внедрения конкурентоспособного продукта, сочетающего научную глубину, инженерную мысль и понимание рынка.

Автор: Михаил Блохин , НИОХ СО РАН, финалист конкурса «Медиакод»

Автор:Indicator.Ru