История науки: «Подождите, вы еще ничего не слышали!»
6 октября 1927 года на Таймс-сквер состоялась премьера первого полнометражного звукового фильма «Певец джаза». И хотя звуковые номера в нем перемежались с фрагментами немого кино, фильм имел невероятный успех, ускорив введение в кино звукового сопровождения.
Принцип записи звука и соединения этой записи с видео был разработан и опробован еще на рубеже XIX-XX веков, однако несовершенство технологии привело к тому, что идея озвучивания фильмов «пролежала на полке» еще несколько десятилетий.
Поиски способа синхронизировать звук и видео велись на протяжении 20-х годов и успешно завершились, когда компания «Вестерн Электрик» создала систему «Вайтафон». Она выгодно отличалась от предшественников качеством звука, длительностью записи и степенью синхронизации, чем привлекла внимание кинокомпании «Уорнер Бразерс». Последняя использовала «Вайтафон» для создания в 1926 году фильма «Дон Жуан». Формально он уже был звуковым, но не содержал озвученных диалогов, в отличие от выпущенного в следующем году «Певца джаза», и не имел успеха.
Система «Вайтафон» использовала раздельную запись звука и видео, которые было необходимо позднее синхронизировать вручную. Это создавало немало проблем при воспроизведении фильма из нескольких частей и при восстановлении порвавшейся пленки. К тому же пластинка, на которую записывался звук, была довольно хрупкой и недолговечной.
Фильм «Певец джаза» содержит несколько музыкальных эпизодов и примерно две минуты речи героев. Остальные диалоги представлены интертитрами, как в немых фильмах. Премьера оказалась непростой с технической точки зрения: фильм на 89 минут был записан на 15 катушках и 15 дисках, с которыми нужно было управляться, не теряя синхронизации. Однако усилия создателей были вознаграждены — премьера фильма имела огромный успех.
Первая реплика, произнесенная главным героем фильма: «Подождите! Подождите! Вы еще ничего не слышали!» — стала символом наступления эры звукового кино. В 1929 году фильм получил почетный Оскар «за создание первой звуковой картины, произведшей революцию в отрасли». В том же году награду вручали в уникальной номинации «Лучшие титры к немому фильму», что показывает, как медленно проходил переход от немого кино к звуковому.
У немых фильмов был ряд преимуществ перед звуковыми: например, их было намного легче переводить на другие языки. С появлением звукового кино ушли в историю оркестры, сопровождавшие показы, да и о профессии тапера теперь можно узнать разве что из немых фильмов. Против внедрения звука выступали некоторые успешные во времена немого кино артисты, например Чарли Чаплин. Относиться к новинке с осторожностью призывали и отечественные кинорежиссеры: Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Александров. Они опасались, что появление звука сведет на нет многие достижения кинематографа прошлых лет.
Зарождение звукового кино стало сюжетной основой для фильма 1952 года «Поющие под дождем». В нем отражаются сложности, с которыми столкнулись создатели первых звуковых фильмов, и это не только технические затруднения. Оказалось, что теперь при подборе актеров нужно было учитывать не только их внешность, но и голос, а актерам пришлось избавляться от ставших привычными чрезмерной мимики и жестикуляции, необходимых для передачи эмоций в немом кино.