Опубликовано 09 декабря 2016, 08:55

История науки: индикатор X-Y

48 лет назад была представлена компьютерная мышь
Созданный Энгельбартом прототип компьютерной мыши

Созданный Энгельбартом прототип компьютерной мыши

© Michael Hicks/Flickr

9 декабря 1968 года, в первый день Осенней объединенной компьютерной конференции в Сан-Франциско, прошла презентация, определившая развитие компьютерной отрасли на многие годы вперед. Ее даже окрестили «Матерью всех демонстраций». Об одной из новинок, представленных в тот день, и пойдет сегодня речь в нашей ежедневной рубрике «История науки».

Главным героем презентации стал Дуглас Энгельбарт — личность если не легендарная, то лишь пока («в своем веке» пророков тоже нет). На его счету немало предложений, без осуществления которых использование компьютера и интернета выглядело бы совсем по-другому. В начале декабря 1968 года он представил гостям конференции, а с ними и широкой публике, компьютерную мышь, «окна», гипертекст, видеоконференцию. Может быть, не все это было бы легко узнать сейчас, но главное — принципы — было заложено.

Дуглас Энгельбарт на «Матери всех демонстраций» 9 декабря 1968 года

Дуглас Энгельбарт на «Матери всех демонстраций» 9 декабря 1968 года

© SRI International/Wikimedia Commons

Энгельбарт, изучавший электротехнику и ЭВМ, еще в аспирантуре получил финансирование для создания собственного научного центра, ARC (Augmentation Research Center — Центр исследований расширения). Такое название он получил благодаря увлечению Энгельбарта идеей расширения, или усиления, человеческого интеллекта. К той же области относится и закон Энгельбарта: человеческие способности растут по экспоненте. С этой верой в человека и его возможности Энгельбарт и приступил к работе в Центре.

В своей лаборатории Энгельбарт и возглавляемая им группа работали над различными проектами, способными сделать общение человека с компьютером проще. Одной из созданных ими новинок и стала компьютерная мышь; она предназначалась для работы с графическим интерфейсом, «окнами» и другими нововведениями Энгельбарта. Заявка на патент «X-Y индикатора для визуальных систем» была подана еще летом 1967-го, однако получил его изобретатель лишь в 1970 году. Мышь «регистрировала движение руки по любой поверхности, чтобы изменять положение курсора на экране», как это описано в патенте. Нечто похожее по принципу действия, хотя все-таки не мыши, а трекболы, использовались еще во время войны, однако они так и остались военными разработками. Коммерческое применение мышь (Rollkugel) нашла уже в конце 1960-х годов в Германии, однако разработчики посчитали, что она не стоит того, чтобы ее патентовать. В результате звание создателя компьютерной мыши закрепилось за Энгельбартом.

Трекбол

Трекбол

© Suimasentyottohensyuushimasuyo/Wikimedia Commons

Но до этого, юридического, признания Энгельбарту предстояло получить признание общественное. На той самой конференции в декабре 1968 года он показал работу своей мыши на сцене. Зрители видели, как он водил по кафедре коробочкой с кнопками и мог одним движением переключаться между текстом и изображениями или менять местами абзацы текста. Это было невиданно. Презентация Энгельбарта завершилась овациями. «Он держал мышь, и публику тоже, в руках», как напишут об этой демонстрации позже.

Еще одной поразительной демонстрацией стала видеоконференция, в ходе которой Энгельбарт на конференции и его помощник в лаборатории не только общались, видя друг друга на экране, но и обменивались документами и вместе редактировали один из них.

Представил Энгельбарт и графический интерфейс, столь привычный сейчас. В этой работе ему помог опыт службы радистом — получать информацию, видя на экране изображение, а не текст, ему было не впервой. «Впервые услышав о компьютерах, — вспоминал он позже, — по опыту моей работы с радиолокатором я сразу понял, что если эти машины способны выдавать информацию на перфокарты и распечатывать на бумаге, то они смогут также писать или рисовать ее на экране». А в чем-то Энгельбарт обогнал и наше время: «Предположим, что компьютер соединен с трехмерным цветным дисплеем, посредством которого можно строить чрезвычайно сложные изображения, причем компьютер способен выполнять самые разнообразные операции над любой частью изображения или менять его целиком, следуя командам человека».