Опубликовано 21 апреля 2017, 10:54

История науки: самолет для аса

75 лет назад совершил свой первый полет истребитель Ла-5
Ла-5 в музее на Поклонной горе

Ла-5 в музее на Поклонной горе

© Wikimedia Commons

О самолете, который приобрел незаслуженное прозвище «Лакированный Гарантированный Гроб», об интеллектуальной дуэли двух авиаконструкторских бюро и о том, как можно создать истребитель «на глаз», рассказываем в ежедневной рубрике «История науки».

Свой первый полет один из лучших истребителей Второй мировой войны совершил в апреле 1942 года. Сейчас он известен нам как самолет с индексом Ла-5, по имени своего создателя авиаконструктора Лавочкина. Однако самолетов Ла-1 и далее не было. Удивительно, но Ла-5 появился практически случайно в процессе схватки между авиаконструкторами Лавочкиным и Яковлевым, распада триумвирата конструкторов и необходимости сбыть моторный неликвид. Но обо всем по порядку.

Ла-5

Ла-5

© Wikimedia Commons

В 1940 году Владимир Горбунов и его сотрудники Михаил Гудков и Семен Лавочкин создали истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, последний из которых стал серийным. Сейчас, во время переоценки Второй мировой, принято поругивать отечественную технику, и к ЛаГГ прилипло прозвище «Лакированный Гарантированный Гроб» (или «Летающий Авиационный Гарантированный Гроб»), но на самом деле такого прозвища самолеты не имели, хотя и были цельнодеревянные и лакированные.

ЛаГГ-3 был хорошей боевой машиной, хотя и требующей опыта в управлении. Но в 1942 году требовалась машина получше, поскольку довоенный истребитель уже не мог справляться с новыми немецкими самолетами. На ЛаГГ стоял рядный климовский двигатель М-105П (двигатель, в котором цилиндры расположены в два ряда V-образно) мощностью чуть более тысячи лошадиных сил. Однако уже был создан двигатель М-107 мощностью в 1400 «лошадок», и КБ Яковлева и Лавочкина было поручено сделать новый истребитель под новый мотор. Естественно, все лавры получал победитель, а о том, что могло случиться с проигравшим в военное время, можно было только гадать. И методы в борьбе авиаконструкторов использовались тоже все возможные.

Яковлев сумел забрать у Климова оба экспериментальных двигателя М-107 — и свой, и «лавочкиновский» — и начать работы над новой машиной. Лавочкин поехал жаловаться в Москву. И там же он встретил другого жалобщика — конструктора-двигателиста Аркадия Швецова, создателя мощных звездобразных двигателей АШ-82. Лавочкин от безысходности забрал у Швецова чертежи двигателя, но сам не верил в то, что удастся нормально разместить более тяжелый и габаритный двигатель в носу фюзеляжа ЛаГГ-3.

Пока Лавочкин в очередной раз был в Москве, его сотрудники взялись за дело. «Когда мы подвели макетный М-82 к противопожарной перегородке ЛаГГ-3, то центр тяжести мотора оказался ближе к центру тяжести самолета, чем у М-105, и "лишние" 250 кг почти не сказались на центровке, пришлось только перенести в хвост кое-какую мелочь из оборудования. Вокруг самолета расселись все начальники цехов, несколько конструкторов, главный инженер завода. Все вопросы с доставкой необходимых материалов решались очень быстро. Принесли деревянные рейки, приложили их к внешнему контуру мотора и к фюзеляжу. Оказалось, если наложить на фюзеляж ложные борта, то к 5-му шпангоуту можно плавно свести обводы круглого фюзеляжа на эллиптические. И деревянный фюзеляж ЛаГГ-3 как нельзя лучше подходил для такой переделки», — писал один из сотрудников КБ.

21 апреля 1942 года новый истребитель, созданный в удивительные сроки, без чертежей и расчетов, без продувок в аэродинамической трубе, «на глаз», поднялся в воздух. И даже сумел пройти испытания на штопор, считавшиеся без продувок смертельными. 22-23 апреля испытания продолжались, причем изменения в конструкцию вносились по ходу, ночью, при свете фар автомобиля. Уже 20 мая было принято решение о серийном производстве самолета. Сначала он поступал в войска под маркой ЛаГГ-5, затем — ЛаГ-5, а потом стал просто Ла-5. Этот самолет стал одним из лучших истребителей Второй мировой (это признавали даже немцы). Именно на нем воевал трижды Герой Советского Союза ас Иван Кожедуб, и именно этот самолет стал родоначальником большого семейства военных и послевоенных истребителей: Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9 и Ла-11. Кроме того, он стал последним советским поршневым истребителем, производившимся до 1951 года и успевшим повоевать даже в Корейской войне.

Летчик Иван Кожедуб у именного самолета Ла-5

Летчик Иван Кожедуб у именного самолета Ла-5

© Яков Паволоцкий/Фотохроника ТАСС

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.