Опубликовано 31 декабря 2016, 11:44

История науки: мечта Мимино

48 лет назад в воздух поднялся первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер
ТУ-144ЛЛ

ТУ-144ЛЛ

© Jim Ross/NASA Dryden Flight Research Center

О гонке между США, СССР и Европой, о катастрофе во Франции и о службе в NASA рассказывает ежедневная рубрика Indicator.Ru «История науки».

В одном из наших материалов мы уже писали о том, что наряду с масштабной гонкой между СССР и США за то, кто первым долетит до Луны, было и другое соревнование. В те же 60-е годы XX века советские авиаконструкторы состязались с американской и объединенной англо-французской командами за то, кто же первый сумеет создать гражданский пассажирский сверхзвуковой лайнер.

Как ни странно, американская фирма Boeing соревнование проиграла вчистую, и их самолет B-2707 так и не дошел до постройки. Фирме пришлось даже уволить 60 тысяч человек, чтобы удержаться на плаву. А вот группа ОКБ Туполева и англо-французский консорциум фирм Sud Aviation и BAC шли ноздря в ноздрю. Туполев победил. Вероятно, тут сказался не только советский метод работы «пятилетку в три года», но и то, что в этом конструкторском бюро уже был накоплен огромный опыт как создания пассажирских самолетов, так и сверхзвуковых тяжелых машин (к тому времени в серию уже пошел сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22).

А ведь для того, чтобы решить поставленную проблему (создать машину, которая могла бы перевозить 80-100 пассажиров на 4000-4500 километров со скоростью 2700 километров в час, более двух скоростей звука), пришлось решить массу задач. Например, как обеспечить стабильный полет на посадочной скорости чуть более 300 километров в час, когда у вас нет закрылков? В КБ Туполева придумали уникальное решение: выдвигаемое переднее небольшое крыло и отклоняемый книзу нос. Это позволяло сажать машину на обычных больших аэродромах (под Concorde требовалась специальная сертификация полосы). И таких, как мы бы сейчас сказали, инноваций, в самолете были десятки. Но главное было — успеть первыми.

И в отличие от лунной гонки сверхзвуковую пассажирскую мы не проиграли. 31 декабря 1968 года выдающийся летчик-испытатель ОКБ Туполева Эдуард Елян поднял в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Хороший подарок к Новому году, тем более что европейский Concorde полетел на два месяца позже.

Ту-144 взлетает в аэропорту Берлин-Шенефельд (июнь 1977 года)

Ту-144 взлетает в аэропорту Берлин-Шенефельд (июнь 1977 года)

© Ralf Roletschek/Wikimedia Commons

Увы, практическая эксплуатация Ту-144 началась намного позже и длилась недолго. До этого была авиакатастрофа на авиасалоне в Ле-Бурже 1973 года, причины которой по официальным данным «объявлены неустановленными»: все системы самолета работали исправно, но он вошел в пике во время демонстрационного полета и разрушился из-за запредельных перегрузок во время вывода из пике. Впрочем, это не мешало показывать машину на авиасалоне 1975 и 1977 годов.

Эксплуатация на пассажирских линиях началась к 60-летнему юбилею Октябрьской революции. Однако в мае 1978 года снова произошла катастрофа — без пассажиров, в испытательном полете. 1 июня 1978 года пассажирские полеты Ту-144 прекратили. Правда, зато он снялся в одном из лучших советских фильмов – «Мимино», дав мечту многим и многим будущим пилотам.

Кадр из фильма «Мимино» (1977 год, режиссер Георгия Данелия)

Кадр из фильма «Мимино» (1977 год, режиссер Георгия Данелия)

После закрытия пассажирских перевозок «сто сорок четвертый» перевозил почту, а конструкторы доводили машину до лучших характеристик надежности. Было еще одно происшествие, после которого машину чудом посадили, но в 1981 году полеты с пассажирами должны были возобновиться. Однако сначала срок начала полетов отодвинули, а потом умер Брежнев, и новое руководство страны изменило свое отношение к «сверхзвуку». Простым смертным было не суждено полетать на советском сверхзвуковом самолете.

Впрочем, еще одну миссию Ту-144 выполнил. Один Ту-144Д (версия для дальних полетов, на 6000 км и более) модифицировали и использовали с 1995 по 1999 год как летающую лабораторию NASA. Американцы собирали данные для создания сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. Правда, как мы видим, самолет еще не создан, да и Concorde уже 13 лет не летает.

Тем не менее увидеть Ту-144 еще можно. И в России (например, в авиамузее в Монино), и в Германии, где в музее Зинсхайме стоят рядышком советский и европейский сверхзвуковые лайнеры. А три самолета до сих пор могут быть восстановлены до летного состояния. Интересно, сможем ли мы еще увидеть Ту-144 в полете?