История науки: назад в будущее
О создании машины мечты, которая через три года после разорения выпустившей ее фирмы стала символом будущего, рассказывает наша ежедневная рубрика «История науки».
Джон Захария Делореан родился 6 января 1925 года. Его отец был простым рабочим без квалификации, но на заводе Ford. Сын любил вместе с папой возиться в гараже с их собственным Ford T. Поэтому увлечение конструированием автомобилей для Делореана оказалось естественным.
Карьера Джона оказалась стремительной: в 30 лет он работал инженером-технологом на заводе Сhrysler, в 40 он уже стал президентом Pontiac, в 45 — вице-президентом всего концерна General Motors c зарплатой более полумиллиона долларов в год. Но ему хотелось чего-то своего. В 1972 году он ушел в отставку, а в 1974 году создал свою компанию, уже в Великобритании. DMC (DeLorean Motor Company) начала разрабатывать спорткар мечты. Так появилась машина DMC-12 с футуристическим дизайном от Джорджетто Джуджаро (самый первый Voskvagen Golf и Bugatti Veiron — тоже его работы): двигателем сзади, дверьми «крыло чайки» и цельнометаллическим рамным кузовом. На автомобиль выдавалась гарантия в пять лет. 21 января 1981 года с конвейера сошла первая серийная «Делореан».
Если быть откровенным, то машина брала исключительно дизайном и кузовом. Вот он, как показала практика, спокойно функционировал три десятка лет. Остальное ломалось гораздо раньше, и истинным фанатам автомобиля приходилось самим доводить его до ума.
Поэтому продажи шли не очень хорошо, но Делореан строил большие планы. Он хотел потеснить американскую «большую тройку» автогигантов (GMC, Ford, Сhrysler), выпускать cуперкары с более чем тысячесильным мотором за миллион долларов. Однако все похоронило уголовное дело, которое, как говорят, ФБР сфабриковало по заказу конкурентов. Делореана арестовали по обвинению в продаже четверти центнера кокаина. Автоконструктор сумел доказать, что Бюро подстроило улики против него, но поезд уже ушел: кредиты не выдавались и репутацию восстанавливать было трудно. Фабрику пришлось закрыть.
На складах осталось около двух тысяч непроданных DMC-12, почти четверть от первого тиража. Все изменилось три года спустя: в прокат вышла первая часть фильма «Назад в будущее» режиссера Роберта Земекиса, в котором автомобиль сыграл не менее важную роль, чем Майкл Джей Фокс и Кристофер Ллойд. Правда, DMC-12 была немного усовершенствована: в «ДеЛореан» стоял ядерный реактор на плутонии, и она могла перемещаться во времени.
С тех пор в мире начался культ автомобиля. Машина стала вневременной, старые экземпляры DMC-12 можно купить за $20 тыс., а новые, которые с 2008 года собирает американская компания DMC Texas тиражом в 20 машин в год, за $60 тыс.
Когда Марти МакФлай спросил Дока, почему он сделал машину времени из DeLorean, тот ответил: «Если ты решил сделать машину времени из автомобиля, то почему бы ей тогда не выглядеть стильной».
Сейчас мы живем уже во времени, последующем за тем, куда прилетали Марти и Док, но DMC и сейчас воспринимается как автомобиль будущего. Неудивительно, что в 2017 году снова начинается их серийное производство.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.