Опубликовано 22 декабря 2016, 13:25

История науки: непревзойденный «Черный дрозд»

52 года назад совершил свой первый полет уникальный самолет SR-71
История науки: непревзойденный «Черный дрозд»

© USAF / Judson Brohmer - Armstrong Photo Gallery

В кого превращался десептикон Джетфайр, зачем ЦРУ создавало сеть подставных фирм, закупавших советский титан, и чего стоила оговорка президента Линдона Джонсона, читайте в ежедневной рубрике «История науки».

1 мая 1960 года «рутинный» разведывательный полет над Советским Союзом выполнял самолет-разведчик U-2. «Медленный», дозвуковой, но очень высотный самолет считался недосягаемым для перехватчиков и ракет ПВО. Однако в этот раз все пошло не так, и самолет «достала» новая советская ракета. Самолет погиб, пилот выжил и был арестован. Разгорелся международный скандал, однако выводы были сделаны. Как один из результатов этой неудачи у ВВС США появился проект нового самолета-разведчика.

Первым в недрах компании Lockheed Martin появился разведчик А-12. Интересно, что буква «А» в названии проекта означает «Архангел» (кодовым названием проекта U-2 был, как вы понимаете, «Ангел»). Этот самолет впервые полетел в 1962 году, был одноместным и стал основой для самого необычного самолета-разведчика всех времен. Он получил название SR-71. Любопытно, что по всем документам новая машина проходила как «RS-71», однако на одной из пресс-конференций президент Линдон Джонсон оговорился, назвав самолет SR-71. Так и повелось. Правда, неофициальное название — Blackbird — стало еще более известным.

Lockheed SR-71

Lockheed SR-71

Самолет действительно был черным, поскольку выполнялся из титана, и тому были причины. Любопытно, что для производства самолета ЦРУ пришлось создать целую цепочку фирм-пустышек, которые закупали у СССР титан для производства самолета-шпиона, направленного против СССР.

Даже сейчас внешний облик самолета потрясает своей футуристичностью, недаром именно с него рисовали самолет мутантов в «Людях Икс» и именно в него превращается десептикон Джетфайр в фильме «Трансформеры: месть падших». Такая форма была необходима для возможности устойчивого полета как с низкими скоростями, так и при трех скоростях звука. Да-да, три скорости звука. И это при том, что тогда почти не было самолетов, способных взять две.

X-Jet

X-Jet

© Кадр из фильма «Люди Икс 2»

Отсюда и титан: самолет сильно нагревался в полете, и по приземлении экипажу нужно было оставаться некоторое время в кабине, для того чтобы машина остыла. Для полета на высоте в 24 километра были разработаны специальные скафандры, которые потом использовались для полета на космических челноках.

Свой первый полет самолет выполнил 22 декабря 1964 года. Боевое использование началось достаточно быстро, и во Вьетнамской войне «Дрозд» стал единственным типом самолета, который не понес потерь.

В 1976 году SR-71 поставил рекорд скорости для пилотируемых самолетов с прямоточными двигателями — 3529,56 км/ч. Этот рекорд не побит до сих пор. Что же касается полетов над СССР, некоторое время SR-71 действительно мог безнаказанно летать над некоторыми нашими территориями. До принятия на вооружение перехватчика МиГ-31, который может «достать» любой самолет мира. Но этот самолет — отдельная тема для разговора.