История науки: ныряльщик, прототип «Наутилуса»
О самом крупном подводном судне позапрошлого века, вдохновившем того, кто вдохновлял миллионы мальчишек и девчонок по всему миру, и прослужившем более 70 лет, рассказывает наша рубрика «История науки».
К середине XIX века подводные лодки уже были не в новинку: первые работающие образцы появились еще в XVII веке, в XVIII уже вполне себе плавала подлодка Бушнелла, в самом начала 1800-х испытал свой Nautilus Роберт Фултон, а в 1830-х Карл Шильдер испытал на Неве первый подводный ракетоносец. Но все эти подводные лодки работали на мускульной силе: винты или гребные устройства приводились в движение людьми. Кроме того, все эти лодки были сравнительно небольшими. Поэтому, когда в 1860 году Симеон Буржуа представил чертежи новой подлодки, основное мнение просвещенной публики было «это фантастика». Впрочем, так не считал инженер Шарль Мари Брюн, который взялся руководить постройкой невиданной субмарины.
Позже Симеон Буржуа дослужится до вице-адмирала, сделает очень много для развития военно-морского образования, начнет развитие торпедных катеров во Франции, даст свое имя подводной лодке начала XX века, а его правнук, Пьер Буржуа, станет героем Сопротивления во Второй мировой войне. Шарль Мари Брюн тоже станет не самым последним человеком во Франции, даже успеет побывать министром военно-морского флота. Но пока что они с энтузиазмом взялись за строительство.
Даже по нынешним меркам «Ныряльщик» — именно так переводится на русский язык название Plongeur — был крупным подводным судном. Длина — 42,5 метра, водоизмещение — 426 тонн. Первый в мире механический (а точнее, пневматический) привод гребного винта. Вооружение — одна шестовая мина. Да, тогда торпед еще не было, и лодка должна была в буквальном смысле слова ткнуть миной, вынесенной на десятиметровом шесте, в подводную часть корабля противника.
Впрочем, надо сказать, что в боевых действиях «Ныряльщик» не участвовал: это было, как сейчас принято говорить, «судно для отработки новых технологий». Тем не менее подводная лодка пробыла в составе французского флота девять лет: от спуска на воду 16 апреля 1863 года до 1872 года. За это время прошло множество испытаний, показав очень недурственные показатели для гиганта с экипажем в 12 человек: пять узлов надводной скорости, четыре — под водой, глубина погружения — 10 метров, автономность плавания — 9 километров.
Но с выводом из состава военно-морского флота как подводной лодки, работа судна не закончилась. Еще 63 года (!) Plongeur использовался в качестве самоходного танкера для транспортировки питьевой воды и снабжал суда до 1935 года. Последнее, что мы знаем о лодке, — это то, что в 1937 году она была продана некоему монсеньору Негаи за 25 143 франка.
Но это не последнее, что можно и нужно сказать о нашем сегодняшнем герое. Конечно, вклад его в развитие подводного флота неоценим. Но еще сложнее переоценить вклад его в развитие мечтательности нескольких поколений молодых людей. Дело в том, что однажды эту лодку увидел (по одним источникам, в 1862 году на стапелях, строящуюся, по другим, в 1867 году, ее модель на Всемирной выставке) некто Жюль Верн. А в 1869 году вышел роман «20 000 лье под водой» с «Наутилусом» и благородным капитаном Немо.