История науки: ныряльщик, прототип «Наутилуса»
/imgs/2024/06/10/09/6497478/3c009f47e1cc8b872289cb66b7e4d24d0a79e068.jpg)
Чертежи Plongeur
© Wikimedia Commons
О самом крупном подводном судне позапрошлого века, вдохновившем того, кто вдохновлял миллионы мальчишек и девчонок по всему миру, и прослужившем более 70 лет, рассказывает наша рубрика «История науки».
К середине XIX века подводные лодки уже были не в новинку: первые работающие образцы появились еще в XVII веке, в XVIII уже вполне себе плавала подлодка Бушнелла, в самом начала 1800-х испытал свой Nautilus Роберт Фултон, а в 1830-х Карл Шильдер испытал на Неве первый подводный ракетоносец. Но все эти подводные лодки работали на мускульной силе: винты или гребные устройства приводились в движение людьми. Кроме того, все эти лодки были сравнительно небольшими. Поэтому, когда в 1860 году Симеон Буржуа представил чертежи новой подлодки, основное мнение просвещенной публики было «это фантастика». Впрочем, так не считал инженер Шарль Мари Брюн, который взялся руководить постройкой невиданной субмарины.
/imgs/2024/06/10/09/6497478/3c009f47e1cc8b872289cb66b7e4d24d0a79e068.jpg)
Внешний вид субмарины
© Wikimedia Commons
Позже Симеон Буржуа дослужится до вице-адмирала, сделает очень много для развития военно-морского образования, начнет развитие торпедных катеров во Франции, даст свое имя подводной лодке начала XX века, а его правнук, Пьер Буржуа, станет героем Сопротивления во Второй мировой войне. Шарль Мари Брюн тоже станет не самым последним человеком во Франции, даже успеет побывать министром военно-морского флота. Но пока что они с энтузиазмом взялись за строительство.
Даже по нынешним меркам «Ныряльщик» — именно так переводится на русский язык название Plongeur — был крупным подводным судном. Длина — 42,5 метра, водоизмещение — 426 тонн. Первый в мире механический (а точнее, пневматический) привод гребного винта. Вооружение — одна шестовая мина. Да, тогда торпед еще не было, и лодка должна была в буквальном смысле слова ткнуть миной, вынесенной на десятиметровом шесте, в подводную часть корабля противника.
/imgs/2024/06/10/09/6497478/3c009f47e1cc8b872289cb66b7e4d24d0a79e068.jpg)
Устройство лодки
© Wikimedia Commons
Впрочем, надо сказать, что в боевых действиях «Ныряльщик» не участвовал: это было, как сейчас принято говорить, «судно для отработки новых технологий». Тем не менее подводная лодка пробыла в составе французского флота девять лет: от спуска на воду 16 апреля 1863 года до 1872 года. За это время прошло множество испытаний, показав очень недурственные показатели для гиганта с экипажем в 12 человек: пять узлов надводной скорости, четыре — под водой, глубина погружения — 10 метров, автономность плавания — 9 километров.
/imgs/2024/06/10/09/6497478/3c009f47e1cc8b872289cb66b7e4d24d0a79e068.jpg)
Plongeur в море
© Wikimedia Commons
Но с выводом из состава военно-морского флота как подводной лодки, работа судна не закончилась. Еще 63 года (!) Plongeur использовался в качестве самоходного танкера для транспортировки питьевой воды и снабжал суда до 1935 года. Последнее, что мы знаем о лодке, — это то, что в 1937 году она была продана некоему монсеньору Негаи за 25 143 франка.
/imgs/2024/06/10/09/6497478/3c009f47e1cc8b872289cb66b7e4d24d0a79e068.jpg)
Plongeur-танкер
© Wikimedia Commons
Но это не последнее, что можно и нужно сказать о нашем сегодняшнем герое. Конечно, вклад его в развитие подводного флота неоценим. Но еще сложнее переоценить вклад его в развитие мечтательности нескольких поколений молодых людей. Дело в том, что однажды эту лодку увидел (по одним источникам, в 1862 году на стапелях, строящуюся, по другим, в 1867 году, ее модель на Всемирной выставке) некто Жюль Верн. А в 1869 году вышел роман «20 000 лье под водой» с «Наутилусом» и благородным капитаном Немо.
/imgs/2024/06/10/09/6497478/3c009f47e1cc8b872289cb66b7e4d24d0a79e068.jpg)
Титульный лист романа Жюля Верна
© Wikimedia Commons