Технические науки

История науки: отчего люди летают, как птицы

169 лет со дня рождения Отто Лилиенталя
Отто Лилиенталь

Отто Лилиенталь

Keystone Pictures USA/Global Look Press

«9 августа посреди блестящих экспериментов, начатых при благоприятном ветре, не превосходящем 6 метров в секунду, Лилиенталь был сражен налетевшим на него вихрем и пал, как воин на поле чести», — так говорил вскоре после гибели своего коллеги один из создателей аэродинамики Николай Жуковский. О том, как сын торговца стал всемирно известным конструктором планером, чем ему помогал домашний аист и как он предвидел катастрофу, унесшую его жизнь, читайте в рубрике «История науки».

Отто Лилиенталь родился в городке Анклам на востоке современной Германии. Вместе с братом Густавом им нравилось наблюдать за птицами, и мальчишки пытались понять, как их «вольным товарищам» удается оставаться в воздухе. В детстве он даже держал у себя маленького аиста, чтобы было удобнее за ним наблюдать. Во время учебы Отто взялся за проблему серьезнее, причем и с теоретической, и с практической сторон, на что его учитель говорил: «Не беда, если Лилиенталь на досуге занимается вычислениями по летательной технике, но пусть он никоим образом не тратит на это дело денег».

Первые его аппараты имели подвижные крылья, приводимые в движение силой ног, и, хотя некоторых успехов удалось достичь, летать так было тяжело, и Лилиенталь переключился на другие конструкции. Отто проводил расчеты для разных форм крыльев и их положения по отношению к горизонту, чему была посвящена одна из его первых работ — «Полеты птиц как основа авиации».

Иллюстрация полета белого аиста Отто Лилиенталя, 1889 год

Иллюстрация полета белого аиста Отто Лилиенталя, 1889 год

Wikimedia Commons

В 1888 году, после женитьбы, Лилиенталь основал свое дело — производство паровых котлов. Хотя оно не было прямо связано с его мечтами о полетах, благодаря заводу у Отто появились средства на строительство своих аппаратов. Через некоторое время газеты стали писать о полетах человека, который не только повторял их по просьбе интересующихся, но и делал их безопасными. И это при том, что «аппараты» состояли из каркаса из ивовых прутьев и полотняных крыльев.

За свою жизнь Лилиенталь построил больше десятка моделей монопланов и аппаратов с подвижными крыльями. Лилиенталя считают первым, кто построил биплан — аппарат, у которого крылья расположены одно над другим, что позволяло увеличить площадь крыла и повысить устойчивость.

Отто Лилиенталь во время испытаний биплана

Отто Лилиенталь во время испытаний биплана

Среди экспериментов Лилиенталя было лишь две серьезные неудачи. Одна из них произошла, когда пилот не удержал равновесие, и аппарат понялся — высоко и неровно — и перевернулся. «Я имел перед своими глазами только голубое небо с белыми облаками и ждал, когда аппарат устремится вниз, и мои опыты над парением, может быть, навсегда прекратятся», — описывал этот случай Лилиенталь. Но ему повезло, и он отделался легкой травмой.

Другая неудача стала для Лилиенталя роковой. В один из авгутовских дней 1896 года он испытывал свой новый аппарат, приспособленный для выполнения поворотов. Испытания обычно проводились на специально сооруженном 15-метровом холме вблизи поместья изобретателя. Разбегаясь с холма, пилот набирал нужную скорость.

Отто Лилиенталь перед своим последним полетом

Отто Лилиенталь перед своим последним полетом

Первый полет прошел благополучно, второй, на биплане, начался тоже хорошо. Однако в какой-то момент вместо обычного маневра аппарат накренился и стал падать. От удара о землю Лилиенталь повредил позвоночник и умер спустя сутки после падения. Сейчас на вершине этого холма построен памятник воздухоплавателю.

Памятник Отто Лилиенталю  в одном из парков Берлина (Германия)

Памятник Отто Лилиенталю в одном из парков Берлина (Германия)

Wolfram Steinberg/Global Look Press

Позднее высказывались различные версии причин катастрофы. Жуковский полагал, что произошло то, что когда-то описывал сам Лилиенталь: «Только на короткое время аппарат может получить такое положение, при котором ветер ударяет в летательную поверхность сверху, когда весь летательный аппарат устремляется со скоростью стрелы вниз и может разбиться о землю, прежде нежели удастся занять такое положение, при котором ветер будет поддерживать аппарат».

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.