Опубликовано 12 октября 2016, 08:27

История науки: первый космический экипаж

52 года назад был запущен многоместный космический корабль «Восход-1»
Капсула в музее

Капсула в музее

© Wikimedia Commons

12 октября 1964 года в 10.30 по московскому времени с космодрома «Байконур» был запущен космический корабль «Восход-1». К этому запуску, как и ко многим событиям того великого времени, прочно пристала характеристика «первый»: первый полет многоместного корабля, первый полет космонавтов без скафандров, первый гражданский специалист в космосе. Кроме того, еще два рекорда: высоты полета (408 километров) и поднятой массы (5,3 тонны).

Задач этот запуск выполнял немало: нужно было опробовать взаимодействие членов экипажа, провести биологические и медицинские исследования, испытать новые системы корабля. Не на последнем месте стоял и вопрос престижа — конкуренция с западными странами за освоение космоса не ослабевала.

Корабль был разработан под руководством Сергея Королева в 1963-64 годах на основе одноместного аппарата «Восток». Инженерам пришлось пожертвовать многими элементами конструкции, чтобы позволить лететь в таком корабле сразу трем космонавтам. Так было принято решение отказаться от системы катапультирования и от использования скафандров, что сделало запуск намного более рискованным. К тому же, пришлось разрабатывать систему мягкого приземления: до «Восхода» космонавты катапультировались, а «мягкость» посадки спускаемого модуля, в котором не было людей, была не столь важна.

Разработка аппарата велась в напряженных условиях. Вот как описывает ее один из членов экипажа, Константин Феоктистов, принимавший участие в проектировании корабля: «Особенно напряженная борьба всегда велась между проектантами и конструкторами по поводу веса. Споры на эту тему у нас были постоянными и часто даже неприличными. А иногда так просто напоминали торг на базаре. "Этот узел должен весить тридцать килограммов!" — требуем мы, проектанты, хотя сами знаем, что это невозможно. Конструкторы, разумеется, возражают: "Ха! Хотите, чтобы все работало, готовьтесь к ста пятидесяти". Мы: "Ну хорошо, пятьдесят килограммов! Это уж только из уважительного к вам отношения". В результате нам приносили узел весом восемьдесят килограммов. И тут мы честно признавались, что меньше ста от них и не ждали».

Немало работы потребовалось и для того, чтобы обеспечить трех космонавтов воздухом. Причем нужно было не только иметь запас кислорода, но и избавляться от излишней влаги, углекислого газа и других продуктов дыхания, а также контролировать состав воздуха и его температуру.

Итогом труда разработчиков стал корабль, состоящий из сферического спускаемого аппарата и приборного отсека с топливными баками и двигательной установкой. Первый имел диаметр 2,3 метра и содержал места для трех членов экипажа. Им пришлось находиться в довольно неудобном положении — лежа на спине с подогнутыми коленями.

Экипаж корабля состоял из командира Владимира Комарова, научного сотрудника Константина Феоктистова и врача Бориса Егорова. Все они были первыми: первый командир экипажа, первый гражданский специалист, первый медик.

Старт состоялся в 10:30 по московскому времени. «Шум, вибрации, мощные перегрузки, ощущения человека, оседлавшего зверя чудовищной мощности... Это одно из самых ярких, эмоциональных и радостных воспоминаний», — так описывал свои ощущения Феоктистов.

За сутки с небольшим корабль сделал 16 витков вокруг Земли. Полет прошел благополучно, программа его была выполнена. У каждого члена экипажа был свой план исследований: Егоров следил за состоянием здоровья космонавтов, брал анализы крови, измерял пульс, Феоктистов занимался фотографированием, наблюдениями Земли, снятием показателей с датчиков, помогал ему в этом и командир корабля, Комаров.

По воспоминаниям Феоктистова, «посадка была "мягкой", искры посыпались из глаз, удар, шар перевернулся, и мы повисли на привязных ремнях вверх ногами». Аппарат приземлился в 10.47 по московскому времени в Казахстане, в 312 км от города Костанай. Всем трем членам экипажа после полета были присвоены звания Героя Советского Союза.

Опыт конструирования и пилотирования многоместного корабля, а также исследования, проведенные на его борту, пригодились при разработке последующих космических аппаратов. Знаменитым стал и «Восход-2»: в ходе его полета состоялся первый выход человека (Алексея Леонова) в открытый космос.