Опубликовано 18 мая 2017, 12:51

История науки: как «Максим Горький» не пережил Максима Горького

82 года назад погиб АНТ-20
История науки: как «Максим Горький» не пережил Максима Горького

© Wikimedia Commons

О том, как был построен и как разбился один из самых больших самолетов в мире, выпущенный в единственном экземпляре, рассказываем в рубрике «История науки».

1930-е годы в нашей стране были одними из самых страшных, но и одними из самых удивительных. Только тогда, пожалуй, группа писателей могла решиться построить новый гигантский самолет в честь одного из них, собрать деньги — и через два года этот самолет уже летал. Но обо всем по порядку.

В октябре 1932 года «вся прогрессивная общественность страны» отмечала сорокалетие литературной деятельности советского «писателя номер один», Максима Горького. Юбилей советские писатели во главе с Михаилом Кольцовым (восемь лет спустя его расстреляют как британского шпиона) отмечали бурно и доотмечались до того, что неплохо было бы построить самый большой в мире самолет, назвать его в честь Максима Горького и использовать его для агитационных полетов по стране.

Максим Горький

Максим Горький

© Wikimedia Commons

Сказано — сделано. Писатели в рекордные сроки организовали Всесоюзный комитет по строительству самолета, открыли краудфандинг (cлова такого не было, а сбор денег был), собрали шесть миллионов рублей, выбрали авиаконструктора — им стал Андрей Николаевич Туполев.

Выбор Туполева был абсолютно оправдан: именно он строил самые большие самолеты страны. В 1932 году уже пошел в серию большой четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6, как мы помним; «АНТ» — это Андрей Николаевич Туполев, а «ТБ» — это тяжелый бомбардировщик), и начались работы над ТБ-4 (АНТ-16). Эскизный проект последнего был готов уже к весне 1933 года. Именно на базе ТБ-4 и решили строить новый самолет. Он должен был стать еще больше, однако взлетать должен был с коротких и неподготовленных аэродромов. Разбег новой агитационной машины должен был составлять всего 300-400 метров против 800 у ТБ-4. Поэтому крыло получилось еще длиннее и шире.

Андрей Николаевич Туполев

Андрей Николаевич Туполев

© Wikimedia Commons

Сроки тех времен, конечно, поражают. 10 марта 1933 года Строительная комиссия по созданию «Максима Горького» заключила договор с ЦАГИ на постройку, в апреле 1933 года был готов эскизный проект, 4 июля 1933 года началась постройка, 3 апреля 1934 года готовый самолет выкатили на аэродром и начали серию пробежек и рулежек. 24 апреля самолет приняла комиссия, а 17 июня великий летчик Михаил Громов поднял самолет в воздух.

Размеры и функционал АНТ-20 поражают и поныне. 33 метра в длину, размах крыла — 63 метра, площадь крыла — 486 метров, высота самолета — 11 с небольшим метров. Мощности шести 900-сильных двигателей М-34ФРН в крыльях не хватило, и еще два движка стояли «на спине» гиганта. В небо самолет поднимали семь тянущих и один толкающий четырехметровый винт.

Экипаж тоже был огромен — 20 человек. Восемь человек персонала и 72 пассажира. Внутри — сиденья, агитпункт (громкоговоритель «Голос с неба», фотолаборатория, радиостанция, типография — во время перелета можно было напечатать газету и раскидать ее над городом), даже двухярусные кровати для отдыха в крыльях. Конечно, при необходимости самолет переоборудовался в бомбардировщик.

Увы, выдающемуся творению советской техники был отпущен совсем небольшой срок жизни, меньше года. 19 июня 1934 года самолет встречал над Красной площадью челюскинцев, на самолете катали Антуана де Сент-Экзюпери, «Максим Горький» успел поставить два мировых рекорда грузоподъемности.

АНТ-20 над Красной площадью

АНТ-20 над Красной площадью

© Wikimedia Commons

Трагедия случилась во время демонстрационного полета над центральным аэродромом столицы. «Максима Горького» передавали в агитэскадрилью имени М. Горького. В качестве бонуса на нем решили прокатить семьи его строителей. В сопровождение выделили два самолета: разведчик Р-5 для киносъемки и истребитель И-5. За полтора часа до вылета программу полета без ведома почти всех изменили: пилоту Николаю Благину поручили выполнить близ самолета комплекс фигур высшего пилотажа. Гигант АНТ-20 должен был подчеркивать искусность мастерства и маленькую фигурку И-5.

Николай Благин

Николай Благин

© Wikimedia Commons

За несколько секунд до столкновения

За несколько секунд до столкновения

© Wikimedia Commons

Увы, во время мертвой петли вокруг самолета истребитель «воткнулся» в верхнюю мотогондолу. Это столкновение могло бы не стать фатальным, если бы потом обломки истребителя не разрушили бы хвостовое оперение. Погибло 49 человек, позже их с почестями похоронили на Новодевичьем кладбище. А Максим Горький пережил «Максима Горького» на два года.

Могила пассажиров и экипажа АНТ-20 на Новодевичьем кладбище

Могила пассажиров и экипажа АНТ-20 на Новодевичьем кладбище

© Wikimedia Commons

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.