Опубликовано 03 мая 2017, 13:02

История науки: 39 лет ненависти и раздражения

3 мая 1978 года была сделана первая спам-рассылка
История науки: 39 лет ненависти и раздражения

© imago stock&people/Global Look Press

Как работала назойливая рекламная рассылка без Интернета, как на название «спам» повлияла Вторая мировая война, за что убили самого известного в России спамера и при чем тут комик-группа «Монти Пайтон», Indicator.Ru рассказывает в рубрике «История науки».

Sizzle Pork And Mmm, Shoulders Pork and hAM, Spiced hAM — такие странные варианты вы получите, если попробуете поискать, как расшифровывается слово «спам». Как ни странно, жареная свинина, окорока и ветчина со специями действительно имеют отношение к делу, только вот изначальный вариант был известен только «узкому кругу основателей. И, вероятно, Нострадамусу», и никак не был связан с Интернетом, которого в те далекие годы еще не существовало.

Предыстория повальных рекламных рассылок уходит корнями в середину XIX века. В 1864 году (по забавному совпадению, опять же в майский день) нескольких британских политиков побеспокоили стуком в дверь. Почтальон принес им срочные телеграммы, где сообщалось не о новой войне или болезни королевы, а… об открытии стоматологической клиники на Харлей стрит, 27. Получатели были разъярены. «Как посмел он побеспокоить меня телеграммой, которая была всего лишь средством рекламы?» — возмутился один из них. Скандальное объявление перепечатали в Times (надо ли говорить, что такой популярности рекламодатель мог только порадоваться).

Через 27 лет произошло другое событие, важное для нашей истории — основание фирмы Hormel Food Corporation в Миннесоте. Со временем она выросла и стала производить множество продукции под разными названиями. Чтобы оживить интерес покупателей к приевшимся мясным консервам, основатели фирмы в 1937 году назвали свою продукцию SPAM. Им повезло: именно их продукт привлек внимание властей и во время Второй мировой войны консервы SPAM поставляли по ленд-лизу в Великобританию, другие европейские страны и даже в СССР, да и своих солдат тоже кормили.

После войны остались огромные запасы этих консервов, которые фирма стала усиленно сбывать населению, ведь свежее мясо в то время было дорогим и редким продуктом. Для этого Hormel Food Corporation развернула масштабную рекламную кампанию: все витрины бакалейных магазинов, фасады домов, автобусы и трамваи пестрели изображениями ветчины в банках, по радио транслировались хвалебные оды:

SPAM, SPAM, SPAM, SPAM,

Консервное чудо от Хормела вам,

Отличный вкус, готовый продукт.

Если хотите чего-то восхитительного, просите SPAM.

Банка консервов SPAM

Банка консервов SPAM

© Wikimedia Commons

Синонимом выражения «назойливая реклама» во всем мире название этой марки стало с легкой руки авторов скетчей «Монти Пайтон». В 1970 году они сняли скетч про кафе, где SPAM попал в состав каждого блюда, а иногда даже по нескольку раз, а когда главный герой пытается заказать что-то без этого ингредиента, официантка предлагает блюдо с небольшим количеством SPAMа. Когда герой возражает, хор викингов за соседними столиками кафе начинает пародировать рекламу по радио, восхваляя «любимый» и «восхитительный» SPAM, и даже в титрах это слово вставляется в самые неожиданные места в списке имен и фамилий актеров.

Скетч «Монти Пайтон» о консервах SPAM на английском языке.

И когда восемь лет спустя, 3 мая 1978 года, 393 человека стали адресатами первой в мире электронной рассылки с рекламой новой продукции и приглашением на выставку Digital Equipment Corporation, люди недолго думали, как назвать это явление. Как вспоминает Бред Темплтон, один из руководителей Electronic Frontier Foundation, стоявший у истоков названия, на ум сразу пришла мысль о назойливой рекламе ветчины.

В то время не существовало даже Интернета в нашем привычном понимании — сеть соединенных компьютеров называлась ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network – сеть агентства передовых исследовательских проектов). Именно там и разослал свои рекламные письма Гэри Туэрк вместе с ассистентом Карлом Гартли. Они оба были сотрудниками Digital Equipment Corporation, производившей компьютерную технику.

Гэри Туэрк оказался первым, кто оценил коммерческий потенциал рекламных сообщений по электронной почте (изобретенной на тот момент всего семь лет назад). В результате рассылки выставка пользовалась успехом — и это безо всяких почтовых затрат и без наружной рекламы! Правда, за свою самодеятельность он получил выговор от администраторов ARPANET. Даже не за то, что рассылал ненужную информацию пользователям, а за то, что использовал некоммерческий проект (финансируемый на деньги налогоплательщиков) для своих корыстных коммерческих целей. Ему пригрозили судом, и автор рассылки больше не повторял своих подвигов, но он до сих пор носит звание «первого спамера».

Следующим большим событием в истории этого всеми ненавидимого явления стала рассылка Дэйва Родэса в 1986 году в другом предке Интернета — сети Usenet (компьютерная сеть для общения и обмена файлами). Он с завидным постоянством отправлял пользователям сообщение под заголовком «Заработай кучу денег». Спам пошел в народ — и как идея, и как название.

В России, пожалуй, самым известным всплеском спамерской активности стали рассылки Центра американского английского в 2002-2003 годах. Компания была настолько активна, что быстро снискала славу и ненависть среди пользователей Рунета. Месть назойливым спамерам вылилась и в бесконечные звонки по предлагаемому в рекламе номеру телефона с записанной на диктофон просьбой замминистра связи Андрея Короткова перестать спамить, и в массовые акции, когда пользователи сотнями начали звонить в Центр, чтобы сорвать его работу. Руководитель Владимир Кушнир отбивался от обвинений всеми средствами, на иск Антимонопольного комитета ответив, что письма рассылает не он, а его конкуренты, чтобы опорочить его организацию.

Так или иначе, это всеми ненавидимое явление процветает уже 39 лет, и вряд ли в скором времени мы будем радоваться тому, что оно исчезло, и это несмотря на все суды и протесты. Если «первый спамер», прекратив заниматься рассылками, остался в стороне от раздражения и злобы, Кушнир не прекращал рассылки до тех пор, пока не был убит (правда, целью убийства было ограбление, а не остановка его бесконечного потока писем).

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.