Опубликовано 06 декабря 2017, 10:00

Как популяризуют науку в вузах Проекта «5-100»

Рейтинг активности пресс-служб от Indicator.Ru
Как популяризуют науку в вузах Проекта «5-100»

© Tumisu/Pixabay

По каким критериям считался рейтинг эффективности работы пресс-служб вузов «5-100», кто в нем попал на первое место, а кто не смог подняться с последнего и означает ли что-то в реальности понятие «научные коммуникации», читайте в материале Indicator.Ru.

Рейтинг «Оценка эффективности PR-деятельности пресс-служб университетов из Проекта "5-100" в первом полугодии 2017 года» был направлен прежде всего на то, чтобы понять, что именно делает каждый университет для освещения в СМИ научной деятельности своих сотрудников.

При составлении анкеты, включавшей в себя 21 вопрос, слово «научный» было для нас ключевым. Мы спрашивали пресс-службы о количестве опубликованных в течение первых шести месяцев 2017 года научных пресс-релизов (о расхождениях в понимании этого понятия можно прочесть в нашей колонке о составлении рейтинга), о том, как часто обновляется раздел научных новостей сайта университета, о количестве опубликованных научных пресс-релизов на английском языке, размещении новостей науки в социальных сетях университета, переводе новостей науки на английский язык и их размещении в зарубежных СМИ.

Максимальное количество баллов, которое можно было набрать по итогам опроса, — 39. От нуля до шести баллов могли принести вопросы 2, 16 и 18 (о количестве опубликованных за полгода релизов, частоте выкладывания англоязычных релизов научных новостей на порталы EurekAlert! или AlphaGalileo и о количестве публикаций о науке в зарубежных СМИ). Учитывая, что этот рейтинг был нашим первым рейтингом подобного рода (не считая его пилотного варианта, представленного в мае), мы руководствовались довольно щадящими критериями, давая по одному баллу за один удовлетворяющий критериям опубликованный материал в месяц.

От нуля до четырех баллов мог принести вопрос о частоте обновления раздела «Наука» / «Новости науки» на сайте университета. От нуля до двух баллов оценивалось количество подписчиков у университета в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook (один — медианное значение, два — выше медианного значения, ноль — ниже). Ноль или два балла приносил вопрос о том, есть ли у университета форма обратной связи для ученых (под «формой обратной связи» подразумевалось наличие на сайте университета отдельной формы, предлагающей ученому сообщить пресс-службе о своей публикации, а не общение с пресс-службой посредством электронной почты). Вопросы, на которые требовался ответ «да» или «нет», оценивались нулем или единицей. Часть вопросов (о количестве сотрудников пресс-службы, количестве работающих в университете исследователей, ссылках на спецпроекты или выступления ученых в СМИ) не учитывалась при выставлении баллов, но будет учитываться при дальнейшей работе по развитию этого рейтинга.

По итогам рейтинга все университеты Программы «5-100» были разделены на четыре группы. «Золото» получили Университет ИТМО, ТПУ, НИУ ВШЭ и МФТИ. «Серебряными» призерами стали ТГУ, СПбПУ, МИСиС, УрФУ, СФУ, ДВФУ, МИФИ, НГУ и РУДН. «Бронзу» получили КФУ, ЮУрГУ, ТюмГУ и СамГУ. Менее десяти баллов набрали ННГУ, МГМУ им. И.М. Сеченова, ЛЭТИ и БФУ.

ВузБаллы
Университет ИТМО36
Томский политехнический университет35
НИУ «Высшая школа экономики»35
Московский физико-технический институт34
Томский государственный университет28
Санкт-Петербургский политехнический университет27
НИТУ «МИСиС»25
Уральский федеральный университет24
Сибирский федеральный университет23
Дальневосточный федеральный университет21
НИЯУ «МИФИ»21
Новосибирский государственный университет20
Российский университет дружбы народов20
Казанский федеральный университет19
Южно-Уральский государственный университет17
Тюменский государственный университет15
Самарский государственный университет13
Нижегородский государственный университет9
Первый МГМУ имени И.М. Сеченова8
СПбГЭТУ «ЛЭТИ»7
Балтийский федеральный университет5

Работа с анкетами показала, что подавляющее большинство вузов Проекта «5-100» по-прежнему уделяет не слишком большое внимание позиционированию своих научных достижений в СМИ: даже при том, что максимальное количество баллов можно было получить всего за шесть опубликованных за полгода научных релизов, «шестерку» здесь получили лишь 13 университетов. Сайты вузов, особенно разделы «Новости», по-прежнему больше напоминают сборники анонсов конференций местного уровня, отчетов о проведении внутренних мероприятий и репортажей о конкурсах студенческой самодеятельности, а не живые ленты актуальных новостей, интересных не только студенту, но и стороннему читателю. А столь дорогое сердцу многих коллег по цеху понятие «научные коммуникации», по всей видимости, для большинства пока что остается пустым звуком. Или темой для выступлений на относительно многочисленных специализированных мероприятиях.

Редакция Indicator.Ru благодарит всех сотрудников пресс-служб университетов Проекта «5-100», принявших участие в заполнении анкеты, и с радостью выслушает замечания и предложения участников опроса по изменению и улучшению вопросов. Мы надеемся, что при составлении следующих подобных рейтингов нам больше не придется перечитывать все новости практически всех университетов Проекта «5-100», опубликованные в течение нескольких месяцев, а также самостоятельно искать не предоставленную вами информацию.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.