Опубликовано 16 октября 2017, 20:00

Кем хотят быть российские школьники

Статистика поступления в российские вузы от Высшей школы экономики
Кем хотят быть российские школьники

© Валерий Матыцин/ТАСС

В какие вузы было сложнее всего поступить в 2017 году, какие профессии россияне стали чаще выбирать и почему вузы повышают цены на обучение, а студенты все равно идут, читайте в материале Indicator.Ru.

Высшая школа экономики провела исследование о том, как абитуриенты поступали в вузы. Результаты исследования показывают, что с высшим образованием в России все хорошо. Средний балл ЕГЭ при поступлении стабильно растет, число вузов, зачисливших большинство отличников, увеличивается, уровень подготовки платников улучшается, абитуриенты выбирают будущую специальность осмысленно, а родители волнуются не о «корочке», а о знаниях. В целом картина благостная.

Исследование качества приема в российские вузы проводится с 2009 года и охватывает более 400 вузов (всего в стране более 800 вузов), при поступлении в которые учитываются результаты ЕГЭ и победы в олимпиадах. Вузы, в которых важен творческий конкурс и портфолио, а также вузы силовых ведомств в мониторинге не участвуют.

По словам заместителя председателя правительства России Ольги Голодец, с каждым годом качество приема в вузы растет, а вместе с ним и качество самого высшего образования. «В этом году число вузов, которые зачислили на первый курс на бюджетные места <…> больше половины абитуриентов-отличников с баллами ЕГЭ выше 70, у нас достигло 151», – порадовалась Голодец. Зампред особо отметила вузы с высоким баллом поступления. Помимо традиционных МГУ и СПбГУ, в список попали Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет РАН, МГИМО, МФТИ, ВШЭ, Университет ИТМО, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, МИФИ.

Топ-10 вузов по качеству бюджетного приема с прошлого года не изменился, хотя некоторые университеты поменялись местами. Рейтинг возглавил МГИМО, где средний проходной балл на бюджетное место составил 95,6. Далее следуют МФТИ (средний балл на бюджет — 94,1), ВШЭ (93,9), СПбГУ (90,7) и Университет ИТМО (90,3). МГУ имени М.В. Ломоносова оказался на седьмом месте (88,5). В топ-10 также вошел Московский государственный лингвистический университет со средним проходным баллом 87.

Таблица 1. Лучшие десять вузов России по качеству бюджетного приема (с набором более 300 чел. на бюджетные места)

Вуз1*2*3*
1Московский государственный институт международных отношений95,60,2454
2Московский физико-технический институт94,10,3860
3НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва93,91,71948
4Санкт-Петербургский гос. университет90,70,71927
5Университет ИТМО, г. Санкт-Петербург90,33,41229
6НИУ «Высшая школа экономики», филиал, СПб88,81,7475
7Московский гос. университет им. М.В. Ломоносова88,50,73727
8НИЯУ «МИФИ», г. Москва88,40,6513
9Московский гос. лингвистический университет872,3547
10Российская академия народного хозяйства и гос. службы, г. Москва86,91,1600

* — 1 — средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в 2017 году; 2 — изменение среднего балла по сравнению с 2016 годом, 3 — зачислено на бюджетные места в 2017 году, чел.

Голодец также назвала вузы, которые в этом году отличились в отрицательном плане. «Больше всего нас огорчил или озадачил Омский медицинский институт, а также еще несколько вузов, по которым Министерство образования будет проводить детальный анализ: что произошло в этих вузах и почему качество приема в этих вузах упало», — заявила она.

Вице-премьер отметила, что растет популярность аграрных вузов. «Что для нас было неожиданно, у нас выросло качество приема в аграрные вузы заметно, на аграрные специальности», — отметила она. «В этом году впервые отмечается улучшение результатов приема в целом ряде аграрных вузов. Казалось бы, наше сельское хозяйство растет уже, наверное, четыре-пять лет. Но мы не видели до сих пор отражения этого в поведении абитуриентов, поведении семей, которые игнорировали аграрные вузы, игнорировали аграрные специальности. И вот сейчас Уральский аграрный [университет], Якутская сельскохозяйственная академия, Мичуринский аграрный [университет], Великолукская сельхозакадемия показали взрывной рост среднего балла», — подтвердил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

По словам Ольги Голодец, качество приема также улучшилось на медицинские специальности. «И самый высокий уровень приема у нас по всей стране оказался на специальность "Информационные технологии"», — отметила она. Самые высокие баллы по «Информационным технологиям» показали Университет ИТМО и ВШЭ — 99,7.

Таблица 2. Сравнительная таблица по ЕГЭ, количеству поступивших студентов на бюджетные и платные направления.

Вуз1*2345
1Санкт-Петербургский НИ академический институт РАН96,460
2МГИМО95,645482,1752502000
3МФТИ94,186083,6133250000
4НИУ ВШЭ93,9194880,63795377437
5СПбГУ90,7192779,61114246624
6Университет ИТМО90,3122975,9420178142
7Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина89,17681,219198000
8НИУ ВШЭ, филиал, СПб88,847578805258515
9МГУ им. М.В. Ломоносова88,5372775,9**1606**400000**
10НИЯУ МИФИ88,15138079225168

* — 1 — средний балл ЕГЭ поступивших на бюджетные места, 2 — количество поступивших на бюджетные места; 3 — средний балл ЕГЭ поступивших на платные места; 4 — количество поступивших на платные места; 5 — средневзвешенная стоимость обучения, руб./год

** — данные по МГУ приводятся по 2016 году

Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев заявил, что высшее образование становится доступнее. «В этом году было установлено 505 тысяч бюджетных мест по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры», — отметил он. 57% выпускников поступили на бюджетные места. По словам чиновника, популярность набирают педагогические специальности. «Сейчас мы видим, что профессия педагога становится востребованной. Если в 15-м году средний балл поступивших на педагогическое направление подготовки 60 баллов, то в 16-м — 63, в 17-м — 66,7 балла», — пояснил Соболев. По его мнению, это связано с тем, что растет престижность профессии учителя.

То, что выпускники начинают выбирать педагогические специальности, связано с тем, что улучшилось социальное самочувствие учителей, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. «У нас в целом ряде регионов учитель вошел в средний класс», — пояснил он. «Люди стали инвестировать свои деньги в то, чтобы стать врачом, в то, чтобы стать учителем. Это прекрасно. Это означает, что люди поверили в то, что мы делаем с этими отраслями, что государство устойчиво повышает заработную плату врачей и учителей», — заявил ректор ВШЭ.

Среди тенденций 2017 года скачок стоимости обучения. В этом году она выросла значительно, на 16%, отметил Ярослав Кузьминов. «Это следствие того, что учредители университетов более строго настояли на том, чтобы цена платного обучения не отставала от бюджетного финансирования соответствующего места. В общем, наверное, это правильно и справедливо, потому что студенты-бюджетники не должны софинансировать обучение платников», — пояснил Кузьминов. «У нас были случаи просто демпинга, когда набиралось огромное количество студентов за 40-50 тысяч рублей. Учить за эти деньги просто невозможно», — заявил ректор ВШЭ. Несмотря на рост стоимости платного обучения, платников не стало меньше. Более того, не снизились и их баллы.

«Это свидетельствует о том, что население имеет сегодня значительный потенциал платежеспособного спроса на высшее образование. Тот факт, что средний балл платного приема в 22 университетах России превосходит 70, а еще в 46 составляет от 65 до 70, демонстрирует, что большая, значительная часть абитуриентов сознательно выбирает платное обучение в приоритетном вузе на приоритетном для себя направлении тому, чтобы поступить на бюджетное место в другом вузе. Они согласны инвестировать, они согласны вкладывать свои деньги», — подчеркнул Кузьминов. Отметим, что по данным ВШЭ (2016 год), средняя стоимость обучения в МГИМО составила 502 тысячи рублей в год, в МГУ — 400 тысяч, во ВШЭ — 377 тысяч, в МФТИ — 250 тысяч.

За последние годы изменилась мотивация как выпускников, так и их родителей, отметила вице-премьер Ольга Голодец. «Если раньше в целом гражданское общество, родители были обеспокоены прежде всего, чтобы ребенок получил диплом, то сегодня становится практически очевидным (и эта тема разделяется сообществом), что важны знания», — подвела итог Голодец.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.