Опубликовано 04 июня 2017, 14:11

История науки: символ новой эпохи

120 лет назад был заложен крейсер «Аврора»
История науки: символ новой эпохи

© Wikimedia Commons

Осенью этого года будет отмечаться столетие события, навсегда изменившего историю нашей страны, — Октябрьской революции. А вот история главного технического символа этого события, корабля класса «Диана», получившего имя богини утренней зари, началась двадцатью годами раньше. 120 лет назад в Новом Адмиралтействе был официально заложен крейсер «Аврора». О нем — в сегодняшнем выпуске рубрики «История науки».

К концу XIX века России пришлось спешно корректировать свою программу морских вооружений: «германская угроза» на Балтике становилась все реальнее, и российское Главное управление кораблестроения и снабжений 11 (23) июня 1896 года предписало особым документом (так называемым «Отношением») за подписью вице-адмирала Владимира Верховского приступить к работам по постройке крейсера водоизмещением 6630 тонн.

Основой проекта стала разработка, сделанная под руководством инженера Ксаверия Ратника на Балтийском заводе, которая ориентировалась на новейший британский крейсер «Талбот». В итоге решили строить три однотипных крейсера первого ранга — бронепалубных, с выпуклой (карапасной) броневой палубой. Крейсера было решено назвать в честь древних богинь. Имена выбрал сам самодержец Николай II. Головной крейсер получил имя «Диана», два других — «Паллада» и «Аврора». Наша «героиня» получила название в честь парусного фрегата «Аврора», оборонявшего Петропавловск-Камчатский в Крымскую войну.

Крейсер «Талбот»

Крейсер «Талбот»

© Wikimedia Commons

Официальная церемония закладки всех трех судов прошла 23 мая (4 июня по новому стилю) 1897 года. Серебряная закладная табличка с именем корабля закреплялась между 60 и 61 шпангоутами, на специально установленных флагштоках поднимался флаг и гюйс будущего крейсера. Кстати, интересно, что несмотря на то, что головным судном серии была «Диана», первой заложили именно «Аврору» — в половине одиннадцатого утра.

Закладная табличка

Закладная табличка

© Wikimedia Commons

Тем не менее «Аврора» покинула верфь последней — в 11 часов 15 минут 11 (24) мая 1900 года в присутствии императора Николая II крейсер спустили на воду. Все время постройка шла с опозданием: не успевали смежники, не хватало людей. А когда корабли были построены, оказалось, что и сами крейсера сложно назвать удачными: главный калибр (152 мм) для такого крупного корабля был мелковат.

Однако повоевать «Авроре» пришлось: она приняла участие в самом Цусимском сражении, в котором погиб ее капитан. Поучаствовала она и в Первой мировой, правда, в основном поддерживая артиллерийским огнем сухопутные войска.

Повреждения носовой части крейсера после Цусимы

Повреждения носовой части крейсера после Цусимы

© Wikimedia Commons

Но, конечно, самый известный выстрел крейсера состоялся в октябре 1917 года, нанеся максимальное количество повреждений без единого снаряда. Холостой выстрел крейсера сто лет назад дал сигнал к штурму Зимнего дворца, положив начало новой эпохи (впрочем, некоторые историки утверждают, что штурм начался не по сигналу, а холостой выстрел был элементом психической атаки на защитников Временного правительства).

Как бы ни относились мы к революции, крейсер «Аврора» стал символом нового времени, и хорошо, что этот символ сейчас снова находится на стоянке на Неве, в прошлом году вернувшись с капитального ремонта.

Советская юбилейная монета к 50-летию революции

Советская юбилейная монета к 50-летию революции

© Wikimedia Commons

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.