Технические науки

Первый, атомный, мирный

60 лет назад был спущен на воду атомный ледокол «Ленин»
Атомный ледокол «Ленин»

Атомный ледокол «Ленин»

Лев Федосеев/ТАСС

Почему атомный флот начали разрабатывать именно в СССР, кто построил первый ледокол и как судно стало популяризатором науки, читайте в рубрике «История науки».

17 января 1955 года по радиоволнам отправилось сообщение Underway on nuclear power («Идем на ядерной энергии»). Так началась эра третьего возможного применения энергии распада атомного ядра в технике. Первым стал ядерный реактор. Впервые в мире его запустил 2 декабря 1942 года в Чикагском университете Энрико Ферми. В 1945 году мир узнал о Хиросиме и Нагасаки — появилось ядерное оружие. Десятилетие спустя с американской атомной подводной лодки Nautilus началась эпоха атомного транспорта. Как видим, первое атомное судно было военным.

Первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол»

Первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол»

Wikimedia Commons

Впрочем, о мирном применении атома в транспорте тоже думали. И в первую очередь в нашей стране. Во многом это было связано с Северным морским путем: идея проводить по нему зимние караваны была очень соблазнительной. Но вот беда: ни один дизель-электрический ледокол не смог бы проработать месяц-полтора без дозаправки. Поэтому неудивительно, что постановление № 2840-1203 о разработке ледокола с атомной силовой установкой было принято уже 20 ноября 1953 года, всего через год после соответствующего постановления №4098-1616 «О проектировании и строительстве объекта 627», посвященного постройке атомной подводной лодки (будущий «Ленинский комсомол», спущенный на воду 9 августа 1957 года).

Проектирование атомного ледокола возлагалось на Ленинградское ЦКБ-15 (впоследствии ЦКБ «Айсберг»). У будущего ледокола «Ленин» было два главных конструктора, вклад которых был одинаков. К этому добавлялся еще научный руководитель проекта, будущий президент АН СССР, Анатолий Александров. А что же конструкторы?

Первым нужно назвать Василия Неганова. Он проектировал само судно. Его жизненный путь был очень извилист: сначала рядовой в Гражданскую войну, только затем была первая работа, связанная с кораблями — в артели зимогоров, которая разгружала баржи.

Василий Неганов

Василий Неганов

Wikimedia Commons

Затем — долгая конструкторская карьера. Он проектировал океанские лесовозы, портовые ледоколы, линкоры, в войну принимал поступавшие по ленд-лизу суда из Америки. После войны успел создать проект сторожевого корабля и получил назначение на ледокол.

Не меньший вклад внес и Игорь Африкантов. Именно он был главным конструктором «сердца» ледокола, атомного реактора.

Игорь Африкантов

Игорь Африкантов

Wikimedia Commons

Первыми реакторами на «Ленине» стали три реактора ОК-150. Это были водо-водяные реакторы, в них замедление нейтронов происходило в перегретой выше 100 °C воде под давлением. Каждый ОК-150 получал «питание» в 80 килограммов диоксида урана, распад которого выполнял единственную функцию, нагрев воды, ведь ядерный реактор — это, по сути, кипятильник. ОК-150 грели воду, превращая ее в пар, пар вращал турбину, турбина вырабатывала электрический ток, который питал электродвигатели, которые вращали винты.

Турбина ледокола

Турбина ледокола

Wikimedia Commons

Ледокол спустили на воду 5 декабря 1957 года — за два года до пуска реактора. В ходовые испытания первый в мире атомный ледокол (и первое в мире мирное судно на атомной энергии) отправился 12 сентября 1959 года. С 1960 года ледокол вошел в состав Мурманского пароходства. Именно в этом году Неганов и Африкантов получили звание Героев Социалистического Труда за создание ледокола «Ленин».

Макет реакторной зоны на ледоколе

Макет реакторной зоны на ледоколе

Wikimedia Commons

Корабль проработал в море до 1989 года. В 1967 году на нем заменили реакторы: ОК-150 — на более мощные ОК-900. Кстати, весьма редкий случай, когда реакторы (речь об ОК-900) работали на чистом уране, а не его диоксиде.

Несмотря на то, что «Ленин» не выходит в море уже 28 лет, он до сих пор числится в составе флота и работает. У корабля есть и капитан. За 60 лет жизни ледокол знал всего четырех капитанов: до 1961 года им командовал Павел Пономарев, до 2001 года — Борис Соколов, до 2014 года — Александр Баринов, ныне же капитан судна-музея — Валентин Давыдянц.

Кстати, сейчас ледокол играет важную роль и в популяризации науки: на нем расположен специальный информационный центр атомной отрасли.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.