Опубликовано 29 июня 2017, 20:31

История науки: первый русский дредноут

106 лет назад на воду был спущен линкор «Севастополь»
Линкор «Севастополь»

Линкор «Севастополь»

© Wikimedia Commons

О гонке вооружений вековой давности, о «неустрашимом» корабле и его российской версии рассказывает сегодняшний выпуск рубрики «История науки».

В самом начале XX века в военном кораблестроении произошла настоящая революция, которая привела к одной из первых в мире (если не первой) гонке вооружений. В 1906 году в Великобритании на воду был спущен броненосец «Дредноут» (HMS Dreadnought, в переводе с английского — «неустрашимый»), который был призван «сделать линкоры снова великими». На самом деле, в этом корабле воплотился существовавший еще в эпоху деревянных линейных кораблей принцип all-big-gun.

Пушечное вооружение крупнейших военных кораблей было очень разнообразным и смешанным, и британцы сделали первый, по сути, современный паротурбинный линкор, который нес, если не считать 76-миллиметровых противоминных пушек, только главный калибр — десять мощных 300-миллиметровых орудий в пяти башнях.

Еще одним фактом новой гонки вооружений стала политика формирования флота Ее Величества (после смерти королевы Виктории — Его Величества). Пока была жила Виктория, Британия придерживалась принципа «иметь численность флота, равную сумме флотов двух следующих за ней морских держав». Но в 1900 году Германия приняла свой «Закон о флоте» и начала наращивать мощности. Попытки ограничительных договоров не принесли успеха, и в итоге, как только появился «Дредноут», Великобритания заявила: на каждый германский линкор она ответит двумя «Дредноутами». В итоге, свои аналоги начали строить все крупные морские державы. На пределе возможностей своих экономик. Россия не стала исключением.

Первый российский линейный корабль дредноутного типа был заложен 3 (16) июня 1909 года и получил название «Севастополь». В тот же день заложили и однотипный «Петропавловск». «Русский дредноут номер один» спустили на воду 16 (29) июня 1911 года. Ему было суждено пережить три войны и прослужить более полувека.

«Севастополь» был очень большим кораблем даже по современным меркам. Длина корабля составила 181 метр, ширина 27 метров, водоизмещение 23 300 тонн. Вооружение было похожим на «Дредноут» — двенадцать 305-миллиметровых орудий и шестнадцать 120-миллиметровых. Правда, ко времени постройки уже появились сверхдредноуты, сделавшие «обычные» дредноуты устаревшими, но для России «Севастополь» оказался очень крутым кораблем.

Во время Первой мировой «Севастополь» воевал мало. Выходил в море на стрельбы, прикрывал постановки минных заграждений. Зато в Гражданскую войну линкор поучаствовал в обороне Петрограда. Через два года он, наоборот, поддержал Кронштадтский мятеж, обстреливая верные советской власти войска. После подавления мятежа команду сменили, а линкор переименовали — от греха подальше — в «Парижскую коммунну», и перебазировали на Черное море.

В Великую Отечественную линкору повоевать пришлось. 15 боевых походов, правда, в итоге, в основном линкор «работал» по сухопутным целям. По иронии судьбы, первый бой бывший «Севастополь» принял у берегов своего тезки — Севастополя. В 1943 году линкору вернули его первоначальное имя. Год спустя он стал вторым судном, вставшим на рейд освобожденного города.

После Победы «Севастополь» прослужил еще десять лет, и только после 45 лет службы линкор был исключен из списка флота и сдан на металлолом. Время линкоров ушло: наступило время атомных подводных лодок, ракетных крейсеров и авианосцев.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.