Опубликовано 06 июня 2017, 19:01

Редактор Национального рейтинга университетов: нет хороших методик рейтинговой оценки

Редактор Национального рейтинга университетов: нет хороших методик рейтинговой оценки

© Pixabay/Indicator.Ru

Любые рейтинги имеют налет субъективности, а хороших методик рейтинговой оценки вообще не существует. Так редактор Национального рейтинга университетов Алексей Чаплыгин прокомментировал для Indicator.Ru опубликованный 6 июня VIII Национальный рейтинг университетов «Интерфакса».

По мнению Чаплыгина, причина «бума» разнообразных рейтингов вузов не в их точности и адекватности, а в том, что «аудитория не может усваивать все возрастающий поток знаний, и приходится применять такие вот костыли. И СМИ на этом сидит: целые жанры, вроде listicle (статья-список), изложение рейтингов, выбираются и пересказываются какие-то списки».

Также Чаплыгин отметил, что в будущем рейтинги перейдут в сферу искусственного интеллекта. Он будет обращаться к системам, прототипом которых является U-Multirank. «Совершенно необязательно будет превращать все в линейные списки, выстроенные затылок в затылок», — заявил эксперт.

В НРУ-2017 первые места заняли МГУ имени М.В. Ломоносова, МИФИ, СПбГУ, ВШЭ, НГУ. В топ-10 также вошли Московский физико-технический институт (шестое место), Университет ИТМО (седьмое место), Национальный исследовательский Томский государственный университет (восьмое место), Российский университет дружбы народов (девятое место) и Национальный исследовательский Томский политехнический университет (десятое место).

В рамках рейтинга оценивались 264 ведущих университетов России. Он охватывает 21 участника проекта «5-100», 29 национальных исследовательских университетов (НИУ), 10 федеральных университетов, а также 33 опорных университета.

Деятельность вузов оценивается по шести параметром в 1000-балльной шкале, интегральная оценка формируется по шести основным направлениям: образование (20%), исследования (20%), социальная среда (15%), международное и межрегиональное сотрудничество (15%), инновации (15%) и бренд университета (15%). На основе каждого из направлений также публикуются шесть параметрических частных рейтингов.