Опубликовано 24 сентября 2018, 17:42

Не гладкая и не шероховатая поверхность защитит от насекомых

© Pixnio

Ученые разработали специальное наноструктурированное покрытие, с которого соскальзывает большинство насекомых. На его основе можно создать пассивную и нетоксичную защиту, которая будет выборочно оберегать от членистоногих определенного размера. Разработка описана в статье в журнале Bioinspiration & Biomimetics.

Насекомые могут двигаться практически по любой поверхности, поскольку на их конечностях для этого есть специальные механизмы. Человеку зачастую нужно не дать насекомым пробраться в какое-нибудь помещение, например, на склад с продовольствием. Обычно подобные системы защиты представляют собой клейкие или токсичные покрытия, однако они могут вредить и полезным насекомым. Кроме того, их надо часто обновлять.

«Существует несколько природных поверхностей, по которым насекомым трудно ходить или карабкаться, — говорит соавтор работы Елена Горб из Кильского университета (Германия). — У таких поверхностей есть одно общее свойство: они состоят из элементов разной шероховатости, то есть они недостаточно гладкие для использования приклеивающихся подушечек на концах ног и недостаточно шероховатые для того, чтобы цепляться к ним коготками».

В новой работе ученые смогли создать искусственную наноструктурированную поверхность, обладающую такими свойствами. В процессе изготовления такой поверхности размеры ее элементов можно изменять, то есть делать поверхность скользкой только для животных определенных размеров. Это позволяет, например, давать дорогу насекомым-опылителям, но не пропускать вредителей. Такая защита служит дольше, чем другие методы, а также подходит для труднодоступных мест, таких как вентиляционные ходы.