22:25, 23 декабря 2022
4 мин.

Обучение «по уму»: что такое рынок нейрообразования

Обучение «по уму»: что такое рынок нейрообразования
Мы уже писали о том, что инфраструктурный центр «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке Национальной технологической инициативы выпустил аналитический отчет, посвященный рынку нейроразвлечений и спорта. Одако на самом деле изучению (и предложению стратегии по развитию) подверглось два нейротехнологичных рынка: нейроразвлечений (и спорта) и нейрообразования.

Полную версию отчета и стратегии можно скачать по ссылке. Давайте посмотрим, что пишут о нейрообразовании – и что это такое.

Так что же такое нейрообразование? Дадим слово авторам отчета: это «система образования, опирающаяся на закономерности нейрокогнитивных механизмов приобретения новых знаний, обучения и памяти, а также на данные об индивидуальных предрасположенностях человека и пластичности мозга. Данный подход передает идеологическую составляющую и сущность направления, однако единого определения «Нейрообразования» на данный момент нет». То есть, другими словами, нейрообразование – это применение наших знаний о мозге, а также нейротехнологий для того, чтобы обучение проходило быстрее и эффективнее. Однако нужно напомнить (и в отчете этого нет), что нейрообразование – это еще и образование в области нейронаук. И просвещение в той же области. И на профильных форумах об этом постоянно говорится.

Например, именно это, второе значение термина нейрообразования, было центральной темой профильного круглого стола на конференции Cognitive Neuroscience.

Итак, рынок нейрообразования. В целом, он сложен из похожих технологий (плюс технологии образования), в каждой из которых вклад «нейро» разный. Все их перечисляет материал из дружественного портала Neuronovosti.Ru

Онлайн-образование. Здесь нейрообразовательный момент в использовании нейрокогнитивных механизмов запоминания информации.

EdTech (образовательные технологии) – различные технологии, улучшающие качество образования (интерактивные доски, технологии микрообучения и так далее.

Носимые устройства для контроля и улучшения концентрации. Эти устройства позволяют оптимизировать и персонализировать обучение, отслеживают степень вовлеченности человека, повышают концентрацию.

Расширенная реальность. Комплекс технологий, связанный с погружением человека в измененную или полностью искусственную реальность, метавселенную. Среди этих технологий различается виртуальная реальность (Virtual Reality, VR), дополненная реальность (Augmented Reality, AR), смешанная реальность (Mixed Reality, MR), нейровиртуальная реальность (Neuro Virtual Reality, NVR), нейродополненная реальность (Neuro Augmented Reality, NAR), нейросмешанная реальность (Neuro Mixed Reality, NMR). Во многих дисциплинах виртуальная и дополненная реальность могут очень облегчить и упростить обучение.

Нейропротекторы. Категория лекарственных веществ, которая применяется для защиты клеток мозга от повреждающих воздействий, а также для улучшения их работы. Под улучшением работы подразумевается нормализация передачи нервного импульса и умственной активности. Нейропротекторы могут качественно повлиять на процесс обучения и развития людей с, например, СДВГ.

Образовательные ПО и приложения. Также используют знания о когнитивной работе для оптимизации и персонализации процесса обучения.

Интерфейсы «мозг-компьютер». Они основаны на использовании технологий контроля активности мозга человека (в первую очередь – электроэнцефалография, реже – спектроскопия ближнего ИК-диапазона, функциональная магниторезонансная томография, магнитоэнцефалография) для передачи управляющих или коммуникационных команд без участия нервов и мышц. Интерфейсы мозг-компьютер могут быть инвазивными (требуют имплантации электродов в мозг или размещения их непосредственно на поверхности мозга) и неинвазивными (электроды размещаются на коже головы. На рынке нейрообразования возможно использование только неинвазивных интерфейсов мозг-компьютер.

Онлайн-тренажеры для мозга. Данная категория продуктов представлена в виде сайтов и приложений. Они разработаны таким образом, чтобы максимально задействовать определенные мыслительные функции. Благодаря этому, люди любого возраста могут повысить обучаемость, увеличить скорость мышления и личную продуктивность.

Однако несмотря на общий объем рынка в 140-150 миллиардов рублей этих технологий, «нейроядро» в этом объеме небольшое – около3,2 миллиардов рублей.

Что же мешает развитию рынка?

• Слабое понимание технологий со стороны массовых потребителей, представителей сферы образования, государства, а также со стороны крупного бизнеса;

• Низкая осведомлённость конечных потребителей о выгодах, которые они смогут получить при использовании нейрообразовательных решений;

• Высокая стоимость устройств (речь идет как о качественных VR и AR-гарнитурах, так и об интерфейсах «мозг-компьютер»;

• Тяжелое положение компаний в современных реалиях, не позволяющее выделять ресурсы на реализацию проектов в новых сферах.

Как можно это преодолеть?

Стратегия, которую предлагает инфраструктурный центр, предлагает комплексное решение проблемы.

Авторы полагают, что необходимо сконцентрироваться на трех целях:

Стимулирование и укрепление спроса на нейротехнологические решения со стороны ключевых групп потребителей (B2B, B2C и B2G сегментов);

Формирование и развитие конкурентоспособности российских компаний сферы нейрообразования на глобальном рынке (в том числе при помощи реализации кадрового, производственного и инвестиционного потенциалов рынка);

Оптимизация механизмов коммуникации регуляторных органов и профессионального сообщества рынка нейрообразования.

Достижение этих целей возможно, если реализовать целую россыпь мер для каждой из них. Авторы предлагают более 20 направлений, реализация которых позволить удвоить объем рынка к 2030 году.

Автор:Indicator.Ru