История науки: окончательный рассказ о механическом пианино
О том, как механическое пианино прошло путь из церкви в покои королевы Виктории, всегда ли патент означает революцию и что стало смертельным ударом для производителей пианол, рассказываем в рубрике «История науки».
Эдвин Вотей, который считается изобретателем пианолы (или механического фортепиано), родился в 1856 году в штате Нью-Йорк в семье пастора, однако вскоре семья переехала в Вест-Брэттлборо, Вермонт, где отец Эдвина получил приход. Крупнейшим работодателем города, а заодно и спонсором перестройки церкви была фирма по производству органов Estey Organ Company. Так что неудивительно, что юноша стал служащим компании — он ездил по стране, продавая и настраивая инструменты. Компания хорошо подходила для людей, которые хотели себя проявить, и изобретательскую жилку Вотея скоро заметили. Впрочем, скорее конкуренты его фирмы. Молодого человека пригласил к себе, причем сразу техническим директором, богатый производитель музыкальных инструментов из Детройта, владелец названной в его честь Whitney Organ Company.
После того как Уитни отошел от дел, фирма стала называться Farrand & Votey Organ Company — в честь нашего героя, отвечавшего за техническую сторону работы, и управляющего компании. Так у Вотея появилась возможность претворить в жизнь свои задумки.
В 1892 году компания купила нью-йоркскую фирму, продающую органы, а с ней и несколько важных патентов. Среди них были и те, которые защищали механические усовершенствования. Вотей этим шансом воспользовался, и поэтому посетители Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году обратили на инструменты его конструкции особое внимание.
Первую пианолу Вотей собрал весной или летом 1895 года в своем доме в Детройте, производство ее началось в 1898 году. К этому времени Вотей был избран в совет директоров Aeolian Pipe Organs, и его патент, полученный в 1900 году, часто «засчитывается» этой компании.
Хотя Вотея часто называют изобретателем механического пианино, он был, как и многие наши герои, лишь одним из. Принцип действия механического пианино придумал не он, а его конструкция не была окончательной.
Одни из первых устройств для автоматической игры на музыкальных инструментах появились для органа, ведь им относительно легко управлять. И уже к середине XVIII века были созданы довольно хорошие шарманки. Однако автоматизировать фортепиано намного сложнее. Ранние модели, с цилиндром и ручкой, как у шарманки, приставлялись к обычному фортепиано, и их обитые войлоком молоточки ударяли по клавишам. Другие модели были сразу встроены в инструмент. Они пользовались меньшим успехом, так как у многих потенциальных покупателей фортепиано уже были, и покупать еще один инструмент ради автоматической игры никто не собирался. Однако все эти инструменты звучали не очень хорошо, так как машине нужно было скопировать и силу нажатия на клавиши, и длительность их удержания.
Надо заметить, что само слово «пианола», ставшее синонимом механического пианино, сначала было названием модели, созданной Вотеем. И именно ее успех стал причиной того, что название быстро стало нарицательным. После получения патента в мае 1900 года Вотей не раз подавал жалобы на производителей, пользующихся его названием, но оно все равно прижилось.
Чем же отличались инструменты Вотея от механических фортепиано, существовавших до него, и чем объяснялась их популярность? Как пишет сам изобретатель в своем патенте, некоторые черты его изобретения уже появлялись в разных конструкциях, а некоторые можно было применять и для других музыкальных инструментов. По сравнению со своими конкурентами, пианолы Вотея звучали неплохо; ролики, которые в них использовались, были разнообразны и всегда хорошо настроены, о чем заботился сам изобретатель. Он, как и его сотрудники, искал способы улучшить звучание и сделать пианолу удобнее.
В 1903 году один из сотрудников Вотея, Фрэнсис Янг, предложил решение проблемы темпа. Играющий на пианоле должен был сам следить за ним. Янг стал наносить на ролик волнистую красную линию, которая обозначала изменения темпа и служила подсказкой. Также со временем расширился диапазон, который охватывала пианола: вначале она оставляла по октаве с каждой стороны клавиатуры, но позднее стала полноразмерной.
Популярность пианолы распространялась и на знаменитостей. Для нее писал музыку Игорь Стравинский, несколько роликов с пометками для играющих оставил Эдвард Григ, а за два года до смерти пианолу приобрела и королева Виктория.
Успех пианолы означал и успех Вотея. Он объединил свои компании, отстроил новое здание фабрики. К этому времени он стал координировать работу нескольких отделений в разных странах, много путешествовал.
1920-е годы стали периодом наибольшего расцвета механических фортепиано, но и их закатом. В это время совершенствовалось радио, теперь его можно было слушать без наушников, собравшись всей семьей или компанией, как раньше слушали пианолу. Однако настоящим испытанием стала Великая депрессия, которую производители пианол практически не пережили. Те, что остались, перешли с классики на популярные мелодии, но и это не помогло. В конце 1930-х годов век пианол закончился. Однако этого Вотей уже не увидел: он ушел на покой в 1930 году и умер следующей зимой.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.