История науки: поэт железобетона
Об архитекторе, чьи постройки можно увидеть от его родной Италии до США и Австралии, об инженере, который с помощью обычного железобетона создавал архитектурные шедевры, и об авторе одной из самых модернистских церквей Indicator.Ru рассказывает в новом выпуске «Истории науки».
Наш герой родился в 1891 году в маленьком городке Сондрио на севере Италии. В 1913 году он окончил инженерный факультет Болонского университета, получив звание гражданского инженера. Работать Нерви начал в конструкторском бюро «Общество железобетонных конструкций». Вскоре начинающему инженеру пришлось сделать четырехлетний перерыв: началась Первая мировая война.
Отслужив в военно-инженерных войсках, Нерви продолжил работать проектировщиком. Послевоенная Италия страдала от разрухи, в кратчайшие сроки необходимо было восстановить тысячи разрушенных зданий. В это время наш герой увидел, что возможности бетона, его пластические свойства открывают путь к созданию самых различных архитектурных форм, однако осуществить творческие замыслы Нерви мешало его положение рядового проектировщика в конструкторском бюро. Он был вынужден подчиняться требованиям подрядчика, хотя инженеру нужна была полная свобода.
Поэтому в 1928 году он покинул бюро и создал в Риме фирму железобетонных конструкций «Инженеры Нерви и Неббиози», преобразованную спустя четыре года в «Общество инженеров Нерви и Бартоли». Фирма не только проектировала, но и строила, поэтому Нерви мог тщательно изучать свойства железобетона в процессе работ.
По проектам нашего героя были сооружены крупные здания: кинотеатр и фуникулер на улице Рима в Неаполе, заводы в Риме, здания банков в десятках итальянских городах. На международной арене Нерви стал известен, построив во Флоренции стадион на 35 тысяч человек. С этого момента он начал патентовать буквально каждое свое предложение, каждое нововведение.
В середине 1930-х – начале 1940-х годов фашистское правительство призывало строить помпезные сооружения, возрождать древние традиции императорского Рима. В своих проектах того времени Нерви увлекся излишней парадностью зданий. Так, башня «Монумента знамени» на холме Марио в Риме должна была подняться ввысь на триста метров. Низ башни предполагалось облицевать белым мрамором, а верх сделать из стали.
Не избежал наш герой и модного тогда увлечения круглыми формами. Он спроектировал круглый в плане жилой дом-особняк, для выставки итальянской культуры в столице Нерви создал особый павильон — огромный круглый зал диаметром 252 метра с перекрытием на одной центральной опоре. В том же году Нерви, впервые стремясь показать возможности армоцементных конструкций — вида железобетонных конструкций из цементно-песчаного бетона с армированными сетками из тонкой мелкоячеистой проволоки, рассчитал сводчатое покрытие пролетом 300 метров из армоцементных плит. Спустя два года ему удалось получить патент на эту конструкцию.
В годы Второй мировой войны Нерви работал над книгой «Строительство — искусство или наука?». На ее страницах наш герой изложил свои взгляды на искусство и строительство, попытался определить место математических расчетов в создании сооружения, рассуждал о роле интуиции в проектировании.
После войны в стране вновь воцарилась разруха. В то же время фашизм пал, Италия наладила связи с другими странами, из которых проникли идеи «новой архитектуры». Решающее значение в них отводилось новой строительной технике и функциональным потребностям. Будучи новатором в создании пространственных покрытий, Нерви не только оказался в числе сторонников «новой архитектуры», но и во многом сам развил ее.
В 1946 году Нерви впервые применил армоцемент в строительстве. Его фирма построила экспериментальный склад из листов армоцемента толщиной всего три сантиметра. Спустя пару лет инженер начал проектировать и строить ряд выставочных залов для Дворца промышленной выставки в Турине. Новые конструкции Нерви создавал из сборных армоцементных элементов. В ходе строительства он набрался опыта для дальнейшего использования армоцемента. Кроме того, возведение выставочных залов принесло Нерви всемирное признание в качестве не только конструктора, но и архитектора.
Нерви прославился и на педагогическом поприще. Уже в 1947 году он руководил кафедрой на архитектурном факультете университета в Риме. Затем отправился в Южную Америку, где работал в Аргентине и Бразилии. В 59 лет ему присудили степень доктора архитектуры.
Наиболее ярко пространственные и художественные возможности тонкостенных конструкций Нерви удалось показать при строительстве спортивных сооружений в Риме для Олимпиады 1960 года. Мощные несущие опоры из монолитного железобетона Нерви соединил с куполами из тончайших сборных армоцементных скорлупок. Удачным оказался Малый дворец спорта, Палаццетто, рассчитанный на четыре тысячи зрителей. Работа в полной мере показала технические и художественные возможности армоцементного строительства.
В 1960 году Нерви по рекомендации Королевского общества английских архитекторов присудили золотую медаль за достижения в области архитектуры.
Свои конструкции Нерви применил и при строительстве здания ЮНЕСКО в Париже и небоскреба фирмы «Пирелли» в Милане. Высота последнего здания из 32 этажей составляет 124 метра. В плане здание представляет собой длинный прямоугольник со скошенными углами. Его несущая конструкция состоит из четырех широких в основании и постепенно утончающихся к верху колонн, размещенных попарно поперек здания и делящих его на три отсека. Наружные стены небоскреба почти полностью остеклены.
В эти годы фирма «Инженеры Нерви и Бартоли» получала огромное количество заказов. Все чаще наш герой работал вместе со своим сыном — архитектором Антонио Нерви. В это же время он проектировал для США и для Австралии. В 1961 году отец и сын спроектировали клуб ипподрома Либерти в Белл-парке в Филадельфии и здание Дворца труда в Турине.
В 1966 году в центре Сиднея началось строительство пятидесятиэтажной башни по проекту Нерви. Круглое в плане здание диаметром чуть больше 40 метров поднимается ввысь на 183 метра. Наружные колонны башни монтировались из сборных тонкостенных элементов.
Наверное, самая знаменитая работа Нерви — Собор Успения Святой Марии. Его история началась в 1854 году, когда верующие, жившие на окраине Сан-Франциско, возвели для себя небольшую церковь. В 1962 году она сгорела. Удрученные потерей, прихожане не знали, как поступить. Возводить копию собора, которая напоминала бы им о потере, они не хотели. Было решено строить новый, современный собор, устремленный в будущее, который не повторял бы архитектурный облик старой церкви. Они начали собирать пожертвования.
Первый эскиз здания отвергли. Второй не понравился вышестоящему священнику Сан-Франциско. Третий проект тоже сразу не приняли в епархии. Идея собора показалась священникам чересчур замысловатой и модернистской. Чтобы заручиться высшей поддержкой, проект отправили в Ватикан, откуда в скором времени пришло одобрение. Тогда Нерви начал разрабатывать проект в деталях.
Первый камень в основу собора заложили в 1967 году. Спустя четыре года он был полностью завершен, и в присутствии архиепископа его освятили. Прихожане боялись, что их могут осудить за столь необычное здание, поэтому прессу на открытие не пригласили. Тем не менее журналисты прибыли и были восхищены как внешним видом собора, так и его внутренним убранством. В газетах написали, что появился первое религиозное здание, который отвечает духу современности.
Самым примечательным в соборе оказался купол, состоящий из восьми сегментов — гиперболических параболоидов, которые на высоте 60 м сливаются в крест. Внутри все были подчинено строгим геометрическим формам, отделано мрамором и поделочным камнем.
Применяя армоцементные элементы, Пьер Луиджи Нерви смог достичь богатого разнообразия форм. Его творчество отразилось на развитии архитектуры того времени, многие конструкторы и сегодня черпают вдохновенье из работ итальянского инженера.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.