«Попробуй новый скилл»
Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» третий год реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В 2018 году в пилотном запуске приняли участие более 100 тысяч школьников из 41 региона страны. В 2019 году к проекту подключились уже 63 субъекта; 36 из них стали победителями конкурсного отбора и получили доступ к широкой линейке практикумов проекта. Не прошедшие отбор 27 регионов воспользовались возможностями проекта в тестовом режиме с правом организовать на своей территории регистрацию участников на платформе «Билет в будущее» для профориентационного тестирования и провести практические мероприятия. Сейчас к проекту присоединилось уже 79 регионов.
Для того чтобы школьники могли попробовать разные профессии, «Билет в будущее» создал с нуля специальную платформу, которая позволяет записываться на разные этапы тестирования, а также отслеживать профессиональную траекторию школьника и собирать свое цифровое портфолио.
«В первую очередь мы показываем в компетенциях детям то, что им придется делать в своей профессии ежедневно — это и есть настоящая профессиональная проба. Пусть дети пробуют, ошибаются и ищут свою профессию, — говорит Кожевникова. — Кроме того, мы хотели бы, чтобы в результате ребенок мог сделать свой выбор сам, а не следовать желанию родителей».
Действительно, на площадках фестиваля мы сами видели, как школьники пробовали себя в самых разных профессиях: маляра, штукатура, специалиста по работе с металлом (видели бы вы, с каким энтузиастом девочки делали из стальных листов салфетницы!), оператора робота-манипулятора… За сравнительно небольшой промежуток времени дети выполняли реальный и осязаемый кусок работы, который можно было оценить. Хотя, несмотря на оценки, которые выставлялись работам участников, это не соревнование, здесь не было победителей и проигравших.
Нужно отметить, что даже такой, казалось бы, несерьезный этап очень четко регламентирован по стандартам WorldSkills. Любая, даже получасовая проба «мини try-a-skill» имеет многостраничный паспорт, где прописано все — от набора предметов, которые должны быть на рабочем месте ребенка, и площади и эргономики этого самого рабочего места до пошаговой инструкции в выполнении задания, критериев оценки и, конечно же, техники безопасности.
«Мы бы хотели, чтобы, несмотря на атмосферу праздника, здесь было бы время для рефлексии ребенка о своей будущей специальности», — говорит Кожевникова.
На вопрос о том, нет ли смысла включить в программу научные специальности для того, чтобы школьники могли почувствовать настоящую рутинную жизнь ученого, Кожевникова ответила, что это идея, достойная рассмотрения. Тем более что в Новосибирске, где происходил разговор, для этого созданы все условия.