Опубликовано 02 ноября 2016, 08:50

Повысить точность судмедэкспертизы предложили с помощью атомно-силового микроскопа

Кантилевер микроскопа

© Wikimedia Commons

Ученые из Национального института стандартов и технологий с помощью специального микроскопа измерили физико-механические свойства улик, например жесткость найденного волоса. Результаты исследования способствуют повышению точности судебно-медицинской экспертизы. С подробностями можно ознакомиться в журнале Experimental Mechanics.

«Часто заключения судебно-медицинской экспертизы основываются на внешнем виде улики, — сказал автор исследования Франк Дель Рио. — Мы пытаемся добавить еще одно измерение — как улика "чувствует" себя, ее физико-механическую реакцию, которая зависит, например, от материала, из которого она сделана».

Ученым понадобился атомно-силовой микроскоп (АСМ) — сканирующий зондовый микроскоп для определения рельефа поверхности с разрешением вплоть до атомарного. С его помощью инженеры исследовали физико-механические свойства четырех типов улик: волос, документов, отпечатков пальцев и взрывчатых веществ.

Так, ученые измерили жесткость и силу отрыва волос в зависимости от их состояния, в частности обесцвечивания. Инженеры также измерили взаимодействие взрывоопасных частиц и поверхностей в зависимости от типа ткани: искусственного шелка по сравнению с хлопком.

Результаты исследования выявили различные типы чернил, возраст отпечатков пальцев, состав тканей и способы обработки волос. Важно отметить, что измерения были достаточно точными. Ученые уверены, что когда-нибудь АСМ можно будет использовать, например, для измерения вероятности того, что преступник, чей волос был найден, использовал шампунь определенной марки.

«Пока наша идея существует лишь в теории, — отметил автор исследования Дель Рио. — Для того чтобы АСМ превратился в действительно эффективный инструмент, необходимо провести дальнейшие исследования и понять, как физико-механические свойства меняются с течением времени.