Президиум Совета по модернизации одобрил «дорожную карту» НТИ по направлению «Технет»
Первая «дорожная карта» по развитию кросс-рыночного направления Национальной технологической инициативы (НТИ) — «Передовые производственные технологии» – «Технет» (TechNet) — была одобрена 14 февраля 2017 года на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России под председательством Дмитрия Медведева. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию Indicator.Ru.
Как ожидается, наиболее активными потребителями продуктов и разработок, создаваемых на полигонах «Технета», станут компании транспортных рынков (Автонет, Аэронет и Маринет). Однако подход, предлагаемый «дорожной картой», позволяет уже сейчас интегрировать «Технет» в традиционные высокотехнологичные сектора экономики.
Премьер-министр Дмитрий Медведев, глава Совета, отметил, что «Технет» — это набор решений, которые революционным образом меняют индустриальное производство, делают его эффективным, автоматизированным, позволяют оцифровать все стадии оборота продукта от самой инженерной мысли до утилизации. «Ранее мы обсуждали часть таких идей на международной промышленной выставке «Иннопром» в Екатеринбурге, говорили о промышленном Интернете, об аддитивных технологиях, роботизации, 3D-производстве, обсуждали цифровое проектирование летом прошлого года во время посещения СПбГУ. Но необходимо создавать условия, чтобы эти перспективные технологии применялись в российской промышленности. На это и нацелена «дорожная карта», — сказал Дмитрий Медведев.
«Дорожная карта "Технет" предусматривает логичную достройку действующих госпрограмм поддержки промышленности в сторону передовых производственных технологий, — рассказал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. — Наиболее перспективные направления, которые необходимо сегодня развивать, — это цифровое проектирование и моделирование, новые материалы, аддитивные технологии, индустриальный Интернет, робототехника и так далее».
«Глобальный рынок услуг "фабрик будущего" уже сейчас оценивается примерно в 773 млрд долларов, но доля России на нем пока составляет лишь 0,28%. Целью дорожной карты является увеличение этой доли как минимум до 1,5%. Определенный научно-технический задел для реализации дорожной карты в России уже есть. Необходимо реализовать этот потенциал», — отметил министр.
При этом, по словам лидера (соруководителя) рабочей группы «Технет», проректора по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Алексея Боровкова, ни одна из этих технологий, взятая в отдельности, не способна предоставить долгосрочного конкурентного преимущества на рынке. «Такое преимущество могут дать только комплексные системы передовых технологических решений, интегрированные технологические цепочки («Фабрики Будущего» — Цифровые — «Умные» — Виртуальные Фабрики), которые необходимо формировать из лучших технологий мирового уровня».
В своем выступлении на заседании президиума Совета Алексей Боровков подчеркнул, что «Фабрики Будущего» являются неотъемлемой частью цифровой экономики и как определенный тип системы бизнес-процессов характеризуются созданием цифровой платформы, разработкой систем цифровых моделей изделий и процессов, а также тотальной цифровизацией всего жизненного цикла изделий.
Создание «Фабрик Будущего» будет опираться на уже имеющуюся технологическую базу и имеющийся опыт работы с компаниями-лидерами. Например, получивший широкую известность проект разработки и создания Единой модульной платформы (проект «Кортеж») – один из первых примеров реализации концепции «Фабрик Будущего» – Цифровой Фабрики. За несколько лет с нуля была разработана уникальная модульная платформа, соответствующая уровню мировых лидеров автопрома. На ее базе спроектирован, изготовлен и уже успешно испытан российский автомобиль премиум-класса.
Первоочередными мероприятиями по реализации «дорожной карты» в 2017–2019 годах станут:
-
Запуск четырех испытательных полигонов, в том числе на базе Института передовых производственных технологий СПбПУ и на базе НПО «Сатурн»;
-
Запуск пяти «Фабрик Будущего» в высокотехнологичных отраслях промышленности;
-
Запуск системы акселерации компаний в области передовых производственных технологий и создание центров сертификации;
-
Создание Национального Центра тестирования, верификации и валидации программного обеспечения в области компьютерного и суперкомпьютерного инжиниринга, Национального сетевого Центра реверсивного инжиниринга и прототипирования и Центров трансфера ППТ, исследований, обучения и поддержки экспорта «Технет» НТИ (в Китае и Европе).
Согласно «дорожной карте», к 2035 году будет создано 40 «Фабрик Будущего».