«Природоподобные технологии — это не новый тренд»
Как разговор о будущем не ушел дальше настоящего, что нужно делать университетам, чтобы успешно готовить студентов к меняющимся условиям на рынке труда, и при чем тут упавший с клубники Мичурин — в репортаже Indicator.Ru с Глобального форума конвергентных и природоподобных технологий.
28 – 29 сентября в Сочи состоялся Глобальный форум конвергентных и природоподобных технологий. Среди спикеров были помощник президента Андрей Фурсенко, министр науки и высшего образования Михаил Котюков, президент Российской академии наук Александр Сергеев, председатель совета РФФИ Владислав Панченко, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Приехали и иностранные гости: заместитель генерального директора ООН по промышленному развитию Хироси Кунийоси, профессор Института солнечной энергии Университета Эге (Турция) Ольгун Хаяти, директор по энергетике Fayat Group Кристоф Беар.
На сайте мероприятия говорится, что участники форума должны обсудить текущий статус развития конвергентных и природоподобных технологий, а также прогнозы их развития, барьеры для внедрения природоподобных технологий в промышленность, роль финансовых институтов развития и международных организаций в поддержке разработки технологий нового типа. Однако с самого начала форума стало ясно, что, скорее всего, никаких прорывных идей и откровений услышать не удастся.
Приветствуя участников форума, президент РАН Александр Сергеев говорил общие слова о важности природоподобных технологий: «Почему этот форум сегодня очень важен для нас? Человек всегда "подсматривал" что-то у природы, а потом реализовывал эту технологию. И такие природоподобные технологии обеспечивали развитие человеческой цивилизации. Сейчас требуется существенное расширение этого направления. В науке появляются инструменты для более детального исследования природы, мы видим такое ее устройство, какого наши предшественники не видели. […] Второй момент: современные технологии позволяют более эффективно сконструировать и воспроизвести то, что мы увидели нового. […] И мы можем не только повторить, но и усилить те решения, которые предлагает природа. Третье: в современных условиях, осваивая природоподобные технологии, мы должны понимать, что развитие нового автоматически нарушает равновесие в природе, и у нас больше нет времени ждать».
Министр науки и высшего образования Михаил Котюков сообщил о более приземленных вещах, нежели развитие технологий будущего: «Мы сегодня завершаем формирование национального проекта в сфере науки, впервые в современной истории этой сфере уделяется такое внимание. Есть еще одно системное решение: формируется единая государственная программа развития высшего и профессионального образования. Мы понимаем системность и тесную взаимосвязь этих сфер деятельности».
После приветствий последовал программный доклад «Природоподобные технологии как ответ на глобальные вызовы». Начав с анекдота про клубнику («Знаете, как умер Мичурин? Он упал с клубники»), Михаил Ковальчук практически час говорил о том, что текущий этап развития человечества характеризуется стремительным «истреблением ресурсов» нашей планеты, и единственный выход из этой ситуации — создание природоподобной техносферы.
Кстати, и Михаил Ковальчук, и Екатерина Яцишина, заместитель директора по научной работе «Курчатовского института», выступавшая во второй день форума, обратили внимание на тот факт, что сейчас гуманитарные и естественнонаучные дисциплины все больше сближаются. «Мы сейчас стоим в самом начале прикладного слияния естественнонаучных и гуманитарных наук. Одна из технологий, которая сейчас развивается в "Курчатовском институте", — историческое материаловедение. Мы использовали нашу базу для изучения объектов культурного наследия. Одно из самых показательных — исследование древнеегипетских мумий из коллекции Пушкинского музея, когда мы использовали весь наш арсенал, начиная от компьютерной томографии, химических анализов, генетических исследований, — рассказала Яцишина. — И мы привлекаем специалистов разных профессий, от антропологов до криминалистов. Но для того, чтобы перейти на следующую ступень развития человечества (именно развития, а не стагнации), нам нужна радикальная трансформация сознания человека. Человек, безусловно, является элементом биосферы, как говорил Вернадский в свое время. Но он социальное существо, поэтому в новом мире ему нужно осознать свою новую роль, понять свою ответственность за развитие нового мира и нового общества».
Основная мысль доклада Ковальчука заключалась в том, что для выживания человечеству необходимо создать принципиально новые технологии, которые будут брать у природы не больше ресурсов, чем природные, естественные процессы. В качестве примера такой технологии президент «Курчатовского института» привел создание компьютера, который обладал бы производительностью человеческого мозга и при этом потреблял бы столько же энергии (невероятная вещь на данном этапе развития науки). Михаил Ковальчук разделил приоритеты развития технологий на два вида: тактические (нацеленные на конечный продукт и носящие рыночный характер, дающие возможность жить здесь и сейчас: производство еды, одежды и так далее) и стратегические (нацеленные на результат в средне- и долгосрочной перспективе, благодаря которым создаются новые технологии и которые приводят к созданию нового технологического уклада). Важно то, что эти новые продукты и технологии непрогнозируемые, потому что находятся на существенно более высоком качественном уровне. Они могут появиться как, например, последствие прорывных фундаментальных открытий.
Этот тезис входил в некое противоречие со всей концепцией форума: как можно обсуждать то, что принципиально непрогнозируемо? В итоге выступления спикеров на последующих двух сессиях свелись к кратким докладам о разработках, которые ведутся в университетах, институтах РАН, корпорациях, то есть о вещах, безусловно, важных и интересных, но опять-таки уже существующих.
После программного доклада слово снова взял Александр Сергеев, который сообщил, что и сама концепция природоподобных технологий в целом не нова: «Природоподобные технологии — это не новый тренд, и мы даже знаем по прошлому столетию, что это направление принимало различные названия (бионика, биогенетика и так далее). Я бы использовал термин "реинжиниринг природы". Слово "инжиниринг", особенно в последнее время, имеет не целиком позитивное звучание. Какого-то реинжиниринга мы боимся (знаем много примеров с Юго-Восточной Азией), какого-то реинжиниринга мы стыдимся, потому что не обладаем какой-то технологией. Природоподобные технологии — это тот реинжиниринг, которым надо гордиться».
Спикеры не обошли вниманием и тему образования. Об этом говорил Игорь Ганьшин, директор департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования. Главная идея его доклада такова: в современном мире работники рутинного труда становятся не нужны, и человеку, чтобы оставаться «на плаву», требуется учиться на протяжении всей жизни. Для высших учебных заведений главное — готовить кадры креативного мышления, тех, кто будет придумывать новые технологии, и кадры, которые будут превращать технологии в новые продукты. Чтобы успешно справиться с этой задачей, университетам нужно подстраиваться под тенденции будущего рынка. Здесь Игорь Ганьшин обозначил проблему: аналитики не успевают угнаться за скоростью, с которой этот рынок меняется. «Когда материал обработают, он уже устаревает. Цикл производства продукции иногда меньше, чем цикл подготовки специалиста. Человек поступает в университет, а через пять лет, когда он закончит, эта специальность уже не нужна», — заключил спикер.
Далее Ганьшин перешел и вовсе к банальным вещам: что современному студенту нужно получать базовое образование, дополняя его отдельными образовательными модулями; что университетам нужно переходить от выпуска людей одной специальности к подготовке практически штучных специалистов; что учеба должна быть в цифровом формате; что образованию нужна практикоориентированность.
Тематику образования и необходимость комплексного подхода к обучению детей затронула и Елена Шмелева, руководитель образовательного фонда «Талант и успех». «Сегодня я показала некоторые примеры тех "Больших вызовов", которые заложены в Стратегию научно-технического развития России. Сегодня мы пересматриваем много методов по тому, как можно поддерживать ребят, которые идут со школьной скамьи в самые сложные направления подготовки. Но мы должны понимать, какие им нужны программы и кто их будет учить. Потому что нам хотелось бы, чтобы современные лидеры, которые будут развивать природоподобные технологии, были кумирами нашей сегодняшней молодежи, — заявила Шмелева. — А если бы этот ряд вызовов, стоящих перед ними, продолжили взрослые, они сказали бы еще о кризисе доверия, о разобщенности, о кризисе идентичности. И решать их нужно вместе, соответственно, нужно комплексное решение, что диктует новые требования к подготовке кадров, к их воспитанию. Я представляю уникальный проект — центр "Сириус". Он был основан в 2015 году, сюда приезжают самые мотивированные, самые сильные школьники. Они приезжают на программы, которые мы открываем вместе с партнерами. Проект поддержан и инициирован лично Владимиром Владимировичем Путиным. Весь тот формат, который мы предлагаем, полностью связан с прямым использованием олимпийского наследия. И в 2016 году журнал Nature назвал его одной из лучших мировых практик по увлечению и вовлечению молодежи в науку».
Те из выступающих, кто говорил о коммерциализации научных разработок (председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов, генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергей Поляков), не сказали ничего нового. Дроздов посвятил свое выступление описаниям основных направлений, в которых работают сколковские стартапы: искусственный интеллект, компьютерное распознавание образов, создание протезов нового типа. Поляков же говорил об уже существующих и успешно действующих механизмах поддержки стартапов: конкурсах «Развитие НТИ» (Национальной технологической инициативы), «Старт» и так далее.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.