Прямоугольные классы и не только
В СМИ широко разошлась фраза заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец о том, что школьникам во многом мешают прямоугольные классы. Чтобы фраза не осталась без контекста, Indicator.Ru публикует расшифровку всего выступления Голодец на Российском инвестиционном форуме.
Мне хочется оттолкнуться от моих впечатлений от Давосского форума 2017, потому что для меня было неожиданно… Я все-таки по своему базовому образованию экономист и всегда была предана своей специальности — экономике труда, демографии. Для меня было огромной неожиданностью, что на Давосском форуме тема образования, причем именно образования школьного и дошкольного, фактически проходила такой красной нитью через число панелей и дискуссий.
Такой неожиданный фокус удивил меня, что сегодня все страны ставят в главу угла вопрос дошкольного и школьного образования. Уже нет такой необходимости учить так, как мы учили десять лет назад наших детей. Есть даже такое выражение: все знания у детей сегодня на кончиках их пальцев. То есть ребенок довольно быстро может найти необходимую информацию. И то, чему нужно ребенка научить, — это научить некоторой логике событий, пониманию хода событий, взаимосвязей. Но сама система должна очень активно перестраиваться.
Каким образом она должна перестраиваться? Должна ли быть мультидисциплинарность, которая закладывается сейчас в основу образования? Мы не знаем, что пригодится ребенку через 20 лет, если на 3-5 лет мы еще можем рассчитать, то через 20 лет… Мы с вами уверены, что прогресс будет столь значимым, что предсказать, по какой профессии ребенок будет работать и какие знания и навыки ему будут нужны, сложно. И поэтому сегодня предлагается закладываться на мульти-тренд: в ребенке надо максимально развивать все знания, навыки и умения, заложенные природой. Все, что можно развить, нужно развить. А уже ребенок, как из копилки, будет доставать то, что ему необходимо в данный конкретный момент, формировать свои новые знания, навыки.
Это совершенно новый проект, это новый подход к образованию, и, насколько он будет успешен и четко реализован, зависит сегодня от большого числа стейкхолдеров (так называют человека, группу лиц или огранизацию, чьи действия или решения могут влиять на процессы в компании или, более глобально, в какой-либо отрасли, — прим. Indicator.Ru). У этого процесса есть люди, которые готовы стать во главе угла для того, чтобы развивать его. Но есть холдеры, которые, наоборот, противятся, и это, прежде всего, огромная армия родителей, бабушек и дедушек, которые говорят: «Вот нас учили вот так, и, видите, я успешен, вот будьте добры, моего ребенка научите так же. И не надо со мной обсуждать, как учить детей». Такие случаи бывают часто. Перестроиться и понять, что сегодня наши дети часто умеют больше, чем мы, они быстрее находят информацию, они все с малолетства пользуются теми гаджетами, с которыми люди среднего поколения вынуждены осваиваться, а для детей все это более органично.
Среди тех стейкхолдеров, которые не всегда разделяют новые подходы к системе образования, — учителя. Педагоги тоже привыкли транслировать модели, которые были заложены несколько лет назад. Если человек 15 лет преподает физику, читая одни и те же уроки, им в один день прийти и как-то иначе организовать процесс очень сложно.
Сегодня мы стоим перед серьезным вызовом. И я считаю, что программа по строительству школ, которую мы начали, вызвала всех нас на серьезное обсуждение самой структуры школьного образования. Архитектура школы и школьное пространство диктует необходимость обсуждения содержания, контента школьного образования. Неправильно у нас классы сконструированы, они все прямоугольные, потому что есть привычка, что учитель стоит впереди, за ним висит доска, а все детишки сидят рядами. Для того чтобы формировать проектный подход, групповую работу, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому. И учитель не должен стоять у доски. Это принципиальное изменение, хоть и кажется, что это нюанс, это задает совершенно иное содержание образовательному процессу. Учитель становится не ментором, он помогает ребенку развивать его индивидуальность и талант. И это абсолютно новое направление в самой системе образования.
Готовы ли мы к такой постановке вопроса и как перейти из одной точки к другой? Наверное, на сегодня это самый сложный вопрос. Но я скажу, что сегодня у России огромные предпосылки для этого. Во-первых, то, что по многим международным результатам мы отмечаемся как лидеры в образовании. Один из американских рейтингов недавно поставил нас по уровню школьного образования на третье место. У нас очень много педагогов, которые являются носителями нового в образовании, которые ищут, понимают. Второе наше преимущество — огромная ценность образования для нашего общества и, прежде всего, для наших родителей.
Мне часто приходится бывать в школах, и сегодня экономическая ситуация у нас не самая лучшая. Но обучение ребенка для каждой семьи настолько важно, что родители идут на невероятные траты и шаги для того, чтобы дать ребенку хорошее образование. И третье, у нас действительно хорошие школы и отличные традиции, которые сегодня выливаются в очень хорошие возможности для наших детей. Они кроются прежде всего в системе дополнительного образования, возможностях специальных образовательных программ в разных направлениях на базу специальных курсов, лагерей. Все это мы должны обсудить сегодня на форуме.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.