14:00, 23 декабря 2022
5 мин.

Развлечения в стиле «нейро» - что мешает развиваться новому рынку?

Развлечения в стиле «нейро» - что мешает развиваться новому рынку?
Нейротехнологии постепенно переходят из области экзотических исследований в обыденную жизнь. Добрались они и до таких сфер человеческой деятельности, как развлечения и спорт. Инфраструктурный центр «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке Национальной технологической инициативы выпустил аналитический отчет, посвященный рынку нейроразвлечений и спорта, в котором рассматриваются технологии, продукты и услуги на этом рынке в России и за рубежом, а также анализируется сам рынок, его потенциал, ключевые тренды на рынке и барьеры для его развития. Кроме этого, центр подготовил и стратегию дальнейшего развития рынка.

Полную версию отчета и стратегии можно скачать по ссылке.

Технологии и устройства

Авторы отчета сразу же четко очерчивают круг технологий, которые лежат в основе рынка нейроразвлечений и спорта. Давайте перечислим их все.

НМI – интерфейс «человек-машина». Включает в себя технологии BCI – интерфейсы мозг-компьютер. Собственно, это – единственный комплекс технологий на рынке нейроразвлечений и спорта, который можно назвать непосредственно нейротехнологиями. Они основаны на использовании технологий контроля активности мозга человека (в первую очередь – электроэнцефалография, реже – спектроскопия ближнего ИК-диапазона, функциональная магниторезонансная томография, магнитоэнцефалография) для передачи управляющих или коммуникационных команд без участия нервов и мышц. Интерфейсы мозг-компьютер могут быть инвазивными (требуют имплантации электродов в мозг или размещения их непосредственно на поверхности мозга) и неинвазивными(электроды размещаются на коже головы, именно такие используются в подавляющем большинстве устройств на рынке).

Методы искусственного интеллекта (AI). Широкий комплекс подходов в области информатики с использованием нейросетевого программирования. Может быть использован как для распознавания паттернов активности головного мозга в BCI, так и для любых других приложений (например – компьютерного зрения, распознавания образов и так далее).

Расширенная реальность. Комплекс технологий, связанный с погружением человека в измененную или полностью искусственную реальность, метавселенную. Среди этих технологий различается виртуальная реальность (Virtual Reality, VR), дополненная реальность (Augmented Reality, AR), смешанная реальность (Mixed Reality, MR), нейровиртуальная реальность (Neuro Virtual Reality, NVR), нейродополненная реальность (Neuro Augmented Reality, NAR), нейросмешанная реальность (Neuro Mixed Reality, NMR).

Интернет вещей (IoT). Позволяет передавать данные между устройствами, оснащёнными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Интеллектуальный интернет вещей (Intelligent Internet of Things, IIoT) подразумевает применение AI в технологиях интернета вещей. Носимый интернет вещей (Wearable Internet of Things, WIoT) подразумевает передачу данными между устройствами, носимыми на теле человека или имплантированных в него, и внешними устройствами.

Технологии носимых устройств (фитнес-браслеты, датчики и т.п.).

Нужно отметить, что среди всех этих устройств сейчас максимально используются в «коробочном» исполнении два типа – разнообразные гарнитуры виртуальной реальности и нейрогарнитуры, представляющие собой простейшие неинвазивные интерфейсы «мозг-компьютер». Однако в России чуть больше присутствуют различные нейротренажеры.

Рынок

Авторы отчета пишут, что в настоящее время нет единого подхода к сегментации рынка нейроразвлечений и спорта. Сами они предпочитают сегментировать его по принципу технологий. И сравнивают зарубежные рынки с российскими. Так, например, объем рынка интерфейсов мозг-компьютер в 2021 году оценивался в 1,5 млрд долларов, из которых 0,14 млрд долларов приходились на игровой и развлекательный сегмент. Ожидается, что к 2028 году игровой и развлекательный сегмент рынка нейрокомпьютерных интерфейсов составит 0,31 млрд долларов, при среднегодовом темпе роста 12%. В России этот рынок находится в самой зачаточной стадии. Объем рынка панельных и HMI сенсорных контроллеров в России в 2019 году составил 9,328 млн долларов. И почти весь он относится не к игровому, а к медицинскому сегменту.

Рынок виртуальной реальности и в России, и за рубежом оказался и гораздо больше, и гораздо ближе к игровому сегменту. Так, в США рынок VR в целом больше рынка HMI почти на порядок, а в игровом сегменте – уже в 60 раз. При этом к 2028 году этот разрыв будет составлять уже 150 раз.

Неплохо обстоят дела и с рынком носимых устройств. Объем рынка носимых электронных устройств в нашей стране в 2021 году составил 56,8 млрд руб., что на 51% больше предыдущего года. Авторы отчета полагают, что одним из основных факторов столь высокого роста рынка стало повышение потребительского спроса на фоне пандемии коронавируса. Однако проблем у рынка нейроразвлечений хватает.

Проблемы

«В чем же причина такой огромной разницы между, собственно, нейротехнологиями и «сопутствующими» технологиями в нейроразвлечениях и спорте? В первую очередь – в неготовности нейротехнологий. Качество нейрокомпьютерных интерфейсов (речь о неинвазивных устройствах, да еще с небольшим количеством электродов – напомним, что в «классической» электроэнцефалографии используется хотя бы несколько десятков электродов, в то время, как в устройствах, используемых в нейрогейминге их просто несколько) недостаточно для полноценного управления компьютерной игрой», – пишет дружественный портал «Нейроновости».

«Спрос возникнет в тот момент, когда будет обеспечена бесшовная связь мозга человека с электронными устройствами, программами, приложениями, которые предоставляют реальную ценность для человека», — вторят ему авторы отчета, а ученые, работающие в области интерфейсов мозг-компьютер, говорят, что современные неинвазивные устройства такую связь обеспечить не могут в принципе.

Добавим к этому низкую иформированность о нейротехнологиях вообще, санкционные и законодательные проблемы – и мы получим целый комплекс проблем, требующих рещения.

Куда идти дальше?

Итак, согласно аналитическому, объем отечественного рынка нейроразвлечений и спорта составляет 0,25 млрд долларов США. Как сделать так, чтобы он стал более емким и прошел стадию формирования, выйдя на устойчивый рост?

Авторы стратегии видят три основные задачи, которые требуют своего решения.

  1. Рост и укрепление спроса на нейротехнологические решения со стороны ключевых групп потребителей (B2B, B2C и B2G сегментов);

  2. Формирование и развитие технологического суверенитета и конкурентоспособности российских компаний сферы нейроразвлечений и спорта на глобальном рынке (в том числе при помощи развития производственного, трудового и инвестиционного потенциалов рынка);

  3. Оптимизация механизмов коммуникации регуляторных органов и профессионального сообщества рынка нейроразвлечений и спорта.

Для того, чтобы достичь этих целей, предлагается целый комплекс мероприятий, среди которых можно особенно отметить:

  • Реструктуризация нормативно-правовой базы для обеспечения безопасного использования нейротехнологических решений в сферах развлечений и спорта;

  • Централизованное внедрение нейротехнологий в спортивную сферу, в том числе в спорт высоких достижений;

  • Создание профессиональных стандартов тренеров-психофизиологов;

  • Разработка программ по популяризации продуктов, технологий и услуг рынка нейроразвлечений и спорта среди ключевых групп потребителей;

  • Внедрение отраслевых стандартов для укрепления доверия со стороны инвесторов, регуляторов и потребителей к компаниям-участницам рынка;

  • Развитие производства критически важных для рынка комплектующих, производство которых на территории России ограничено либо отсутствует;

  • Создание единого реестра компаний, прямо или косвенно занимающихся разработкой продуктов и проектов на рынке нейроразвлечений и спорта;

  • Увеличение финансирования НИОКР со стороны государства;

  • Создание эффективной сети трансфера технологий между компаниями-участницами рынка.

Автор:Indicator.Ru