Опубликовано 28 февраля 2017, 12:29

История науки: от нуля до восьмидесяти

334 года назад родился создатель температурной шкалы Рене Реомюр
Рене Реомюр

© Wikimedia Commons

О том, может ли один человек охватить все области науки, от геометрии до формы птичьих гнезд, чем Реомюр помог Дидро и Спалланцани, и об изобретении, благодаря которому Реомюра знают не только биологи, но и Достоевский с Набоковым, рассказываем в сегодняшнем выпуске «Истории науки».

Рене Антуан Реомюр родился в городе Ла-Рошель на западном побережье Франции (в осаде этого города участвовали мушкетеры Дюма) в богатой и знатной семье. Там он начал свое образование. Затем он изучал философию в иезуитском колледже в Пуатье и под попечительством своего дяди (каноника парижской Святой капеллы) продолжил учиться в Бурже и Париже. Тогда внимание нашего героя было сосредоточено на математике и естествознании.

Известно, что среди учителей Реомюра был Пьер Вариньон — французский математик, друг Ньютона, Лейбница, один из первых популяризаторов дифференциального исчисления.

Пьер Вариньон

© Wikimedia Commons

Ранние работы Реомюра по математике и геометрии быстро привлекли к себе внимание, и в 1708 году (ему было на тот момент всего 24 года) его выдвинули (точнее, выдвинул – Вариньон) и избрали членом Академии наук. Через два года Рене пригласили руководить созданием многотомного «Описания ремесел и производств…» для нужд правительства, многие материалы из этого труда легли в основу статей «Энциклопедии». Эта работа подтолкнула Реомюра к прикладным исследованиям. В частности, за изучение производства железа и фарфора регент Филипп II назначил ему пенсию в 12 тысяч ливров, которую Реомюр, не нуждавшийся в деньгах, отдал на нужды Академии.

В дальнейшем в поле зрения нашего героя попадали невероятно далекие друг от друга предметы. Если первые его работы были посвящены проблемам геометрии, то последние — форме птичьих гнезд. Он изучал двигательную систему иглокожих, формирование раковин и разнообразие их форм и расцветок, регенерацию у ракообразных, способы изготовления искусственного жемчуга, производство шелка пауками и многое-многое другое.

Однако главным увлечением Реомюра стали насекомые (в число которых он, впрочем, включал не менее интересных пауков, лягушек и жаб). Им он посвятил шеститомный труд «Мемуары по естественной истории насекомых» (Mémoires pour servir à l’histoire des insectes). Его интересовали влияние температуры на развитие насекомых, паразиты всех сортов (грибки, клещи, черви), распределение функций внутри пчелиной семьи, жизнь муравьев... «Мемуары» Реомюра стали широко известны и подтолкнули к исследованиям животных немало ученых. Вклад Реомюра в биологию высоко оценил Томас Гексли:

Не знаю никого, кто мог бы встать рядом с Дарвином, за исключением Реомюра.

Томас Гексли

Английский зоолог, популяризатор науки и защитник эволюционной теории Дарвина

Однажды Реомюр заинтересовался тем, как происходит процесс пищеварения. Только ли это механическое размельчение пищи, как считалось тогда? Чтобы проверить свои предположения, он поставил эксперимент: скармливал хищным птицам куски мяса, часть которых была заключена в небольшие металлические капсулы со множеством отверстий. Когда капсулы выходили наружу, мяса в них уже не было. Значит, немалую роль здесь играют жидкости — пищеварительные соки. Своими опытами Реомюр подтолкнул к изучению желудочного сока другого естествоиспытателя — Ладзаро Спалланцани.

Изучая ос, Реомюр обратил внимание на материал, из которого они делают свои гнезда: тот был похож на тонкий картон. Реомюр выяснил, что для выработки этого материала осы используют растительные волокна. Так у него родилась идея производить бумагу из древесины (а не из тряпья, как это делали еще со Средних веков).

Вот наконец мы и добрались до незначительного (по сравнению с энтомологией) увлечения Реомюра — метеорологии. Ею он заинтересовался в 1730-х годах и выпустил две работы, посвященные новому типу термометров с разработанной им шкалой. Созданные Реомюром инструменты считаются первыми стандартизованными термометрами, то есть показывающими одинаковые значения при одной и той же температуре вне зависимости от изготовителя и места измерения. Изначально его термометр (содержащий раствор этанола) имел шкалу с одной точкой — замерзания воды (0°Re). От нее откладывались деления, каждое из которых соответствовало одной тысячной от объема содержащейся в колбе жидкости. Предполагалось, что раствор закипал, увеличившись в объеме на 8%, то есть достигнув 80-го деления шкалы. Выбор спирта (а не ртути, например) делал термометры неприменимыми в некоторых ситуациях из-за низкой температуры кипения спирта. Позднее изготовители термометров начали использовать различные жидкости, оставляя прежнюю шкалу, — 80° обозначало температуру кипения воды.

Термометр Реомюра