Опубликовано 12 октября 2020, 19:47

Роботов приспособили для колоноскопии

© University of Leeds/Twitter

Ученые разработали метод полуавтономной колоноскопии, при которой робот управляет устройством внутри тела пациента. Исследование стало еще одним шагом на пути создания роботизированных систем, которые могут использоваться для взятия биопсии или исследования внутренних тканей. Работа опубликована в журнале Nature Machine Intelligence.

Колоноскопия — это процедура исследования прямой и толстой кишки, которая проводится с помощью эндоскопа. Этот метод играет очень в важную роль в диагностике множества заболеваний, например рака, однако процедура достаточно болезненна, некоторые пациенты требуют анестезии, а сама технология остается неизменной на протяжении десятилетий. Международная группа ученых под руководством исследователей из Лидского университета создала систему, которая упростит работу врача, будет менее болезненной для пациентов и сделает колоноскопию более доступной, что необходимо для своевременной диагностики рака прямой кишки.

Исследовательская группа разработала магнитный эндоскоп — небольшое устройство в форме капсулы, которое соединяется с узким кабелем и вводится в прямую кишку. Управление осуществляется не человеком, а магнитом в роботизированной руке, расположенной над пациентом. Рука перемещается вокруг пациента и двигает капсулу. Система основана на притяжении и отталкивании магнита снаружи пациента крошечными магнитами в капсуле внутри тела.

«Роботизированная колоноскопия может полностью изменить способ проведения процедуры. Это означает, что людям, проводящим обследование, не обязательно быть экспертами в манипулировании устройством. Мы надеемся, что наша разработка сделает эту технику более доступной и ее можно будет предлагать в клиниках и медицинских центрах, а не только в больницах», — рассказал один из авторов работы, постдок в Лидском университете Бруно Скальоне.

Исследователи планируют провести масштабные исследования на пациентах в следующем году. Методы, разработанные для проведения обследований с помощью колоноскопии, могут быть применены и к другим эндоскопическим устройствам, например к тем, которые используются для осмотра верхних отделов пищеварительного тракта или легких.