Опубликовано 25 августа 2016, 19:37

Руль есть, а водителя нет

В Сингапуре запущено первое беспилотное такси
Первое беспилотное такси

Первое беспилотное такси

© nutonomy.com

Почему в России пока невозможно использование беспилотного транспорта, несмотря на то, что подобные разработки уже существуют, рассказали эксперты корреспонденту "Indicator.ru".

Что произошло: 25 августа 2016 года компания nuTonomy объявила о запуске первого в мире такси с беспилотным управлением. По небольшой территории (примерно 4 квадратных километра) бизнес-центра в Сингапуре курсировали шесть беспилотных автомобилей Mitsubishi i-MiEV и Renault Zoe. Бесплатно испытать транспорт нового поколения могли все желающие.

Кто придумал: Компанию uTonomy основали Карл Ягнемма, Эмилио Фраццоли и Даг Паркер. Разработчики – профессора Массачусетского технологического института, специализирующиеся на программном обеспечении для непилотируемого транспорта. Робототехникой и транспортом с беспилотным управлением они занимаются не первый год:в 2012 году группа разработчиков успешно протестировала автомобиль для посетителей парков в Сингапуре.

С кем конкурируют: Разработкой и испытаниями транспорта на беспилотном управлении активно занимаются компании Google и Tesla. Недавно еще две крупнейших мировых компании – Apple и Ubr – анонсировали запуск своих беспилотных авто.

Есть ли российские аналоги: В 2015 году был выпущен первый беспилотный грузовик «КамАЗ». 24 августа 2016 года, на день раньше сенсационного запуска такси в Сингапуре, НАМИ и КАМАЗ представили свой автобус «Шатл», который также способен ездить в беспилотном режиме. Кроме этих предприятий разработками беспилотных транспортных средств в России занимается резидент Сколково конструкторское бюро «Аврора».

Автобус «Шатл», разработанный НАМИ и "КамАЗом".

Автобус «Шатл», разработанный НАМИ и "КамАЗом".

Виталий Савельев, директор компании Avrora Robotics, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив: «В настоящий момент несколько игроков активно включены в разработку систем управления для беспилотного транспорта, в том числе и наша компания. Цель таких компаний – вывод продукта не только на российский, но и на международный рынок. Большинство разработчиков сейчас сосредоточены в первую очередь на так называемых «системах помощи водителю». В ближайшие несколько лет полноценные беспилотные системы и беспилотный транспорт могут быть применены только на закрытых территориях – для логистики на заводах или предприятиях – то есть без выезда на маршруты общественного транспорта. Пока это общая направленность компаний-разработчиков систем, которые действуют параллельно с водителем. Они не просто полностью его замещают, а контролируют вождение, сообщают о возможных ошибках и предостерегают от ДТП, то есть непосредственно упрощают работу водителя. В настоящий момент такие разработки тестируются, в том числе и нами. В России также запущен тестовый беспилотный автобус на территории Сколково, несколько компаний ведут разработки систем управления беспилотной сельскохозяйственной техники».

Когда все пересядут на беспилотные автомобили: по словам Виталия Савельева, «общая картина по производству беспилотных автомобилей сводится к горизонту 2025-2030 года. К этому моменту большая часть автопроизводителей уже обещают выпуск машин с беспилотными системами. Относительно России мы ориентируемся на те же сроки. С 2025 года на дорогах нашего пользования помимо управляемых вручную автомобилей будут появляться и полностью автопилотируемые транспортные средства. Политика AutoNet (прим. одно ключевых направлений Национально-технологической инициативы, принятой в 2014 году) предполагает, что к 2035 году порядка 30-40% автомобильной отрасли перейдет на беспилотное управление».

Почему надо так долго ждать: Задержка использования беспилотного транспорта как минимум на ближайшие 10 лет связана с административно-правовыми нормами. Для интеллектуальных систем вождения должны быть выведены особые правила регулирования дорожного движения. Как сообщил Виталий Савельев, «уже в этом году началась работа по формированию правок в нормативные документы, а на горизонте 2017-2018 годов у нас должны появиться документы, которые позволят, по крайней мере, в определенных ситуациях, использовать беспилотный транспорт».

Альберт Ефимов, руководитель робототехнического центра Фонда «Сколково»: «То, что люди сделали в Сингапуре, – это, по сути дела, один из способов предкоммерческого тестирования маршрута. Там реализовать проект проще, потому что с точки зрения легализации у них это проще сделать. Но все равно ученым в Сингапуре предстоит еще достаточно долгий путь по решению всех легальных аспектов относительно правовой ответственности в случае ДТП».

Какие есть минусы: Основная проблема беспилотников – трудности в управлении автомобилем при ДТП и на территориях с ограниченным сигналом (например, тоннели). Кроме того, массовое использование беспилотных автомобилей требует переустройства городского пространства – инфраструктура большинства городов пока еще не приспособлена для подобного транспорта.