Опубликовано 22 ноября 2018, 12:28

В воздух запустили прототип бесшумного самолета на ионной тяге

Трехмерная модель самолета на ионной тяге

© nature video/YouTube

Американские исследователи отчитались об успешных испытаниях летательного аппарата без движущихся частей. Вместо обычных пропеллеров и турбин новый самолет, подобно некоторым космическим аппаратам, использует ионный двигатель. Статья об этом опубликована в журнале Nature.

Почти все летательные аппараты используют для движения вращающиеся механические части, такие как пропеллеры и турбины, которые служат основным источником шума. К тому же абсолютное большинство из них использует в качестве источника энергии ископаемые виды топлива. Существуют и электрические самолеты, но их также нельзя назвать бесшумными.

Однако есть и другие способы создания тяги — ионный двигатель. Это устройство работает за счет того, что испускает ионы, разогнанные в электрическом поле с высоким потенциалом. Один из вариантов такого двигателя используется в некоторых космических аппаратах, например New Horizons, который пролетел около Плутона. В космосе источником ионов может быть захваченный заранее запас газа, а в атмосфере можно использовать окружающие атомы и молекулы, так как электричество заставляет их сталкиваться, терять электроны и превращаться в ионы. Получающийся ионный ветер можно использовать в качестве реактивной тяги.

На ионной тяге уже летают небольшие дроны, но считалось, что ее недостаточно для того, чтобы удержать в воздухе крупный аппарат, так как для этого нужно множество тяжелых батарей. Исследователи из MIT под руководством Стивена Баррета думали иначе, и долгие годы оптимизации позволили им создать небольшой прототип с размахом крыльев в 5 метров и массой всего 2,5 килограмма. Одна из особенностей подобных устройств заключается в том, что источники тяги распределяются по большой площади, а не концентрируются в отдельных местах, как у большинства современных самолетов.

Тем не менее этот прототип далек от практического применения, так как пока он может держаться в воздухе в течение максимум 12 секунд. Пока он может только поддерживать полет за счет ионных двигателей, но оторваться от земли с их помощью не способен. Ученые отмечают, что подобные летательные средства вряд ли станут пассажирскими, так как теоретические оценки говорят о бессмысленности настолько больших аппаратов на ионной тяге, однако они могут найти свою нишу среди небольших самолетов.

Теги #Ион