Опубликовано 16 декабря 2016, 09:09

Смартфон поможет узнать, какими антибиотиками бесполезно лечить человека

Схематическое изображение работы нового оборудования со смартфоном

© Aydogan Ozcan/UCLA

Группа исследователей разработала систему, которая с помощью смартфона может проверить устойчивость бактерий в организме человека к конкретным противомикробным препаратам. Подробнее с работой можно ознакомиться в журнале Scientific Reports.

Бактерии, устойчивые к антибиотикам, создают большие проблемы для общественного здравоохранения. Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе разработали довольно простую систему, с помощью которой можно тестировать человека на устойчивость к различным противомикробным препаратам и тем самым подбирать эффективное лечение. Разработка ученых позволит проводить подобные анализы в тех регионах, в которых нет доступа к современному лабораторному оборудованию.

Разработанная система включает в себя микротитрационный планшет с 96 лунками, предназначенными для анализируемых антибиотиков и биологических образцов пациентов. Когда бактерии из организма попадают в лунку с антибиотиком, они могут вырасти на нем, если они устойчивы к его действию, или погибнуть. Мутность в лунке свидетельствует о том, что бактерии выросли на данном антибиотике.

Устройство подключается к смартфону с внедренным в него светодиодом. Таким образом, камера телефона может фиксировать оптические сигналы в ячейках планшета. Полученные данные смартфон отправляет на сервер, где они обрабатываются. Результаты анализа появляются на экране смартфона в течение одной минуты.

Ученые протестировали свой метод анализа на 17 противомикробных препаратах, ориентированных на бактерии вида Klebsiella pneumoniae. Антибиотики были иммобилизованы в лунки планшета. Новым способом были проверены биологические образцы 78 пациентов. Точность, с которой метод обнаруживал устойчивость бактерий к антибиотику, составила 98,2%.