Опубликовано 11 октября 2016, 10:44

Созданный в ТГУ лазер поможет пилотам управлять самолетом в плохую погоду

Идущий на посадку самолет

© Wikimedia Commons

Ученые из лаборатории лазерных систем факультета инновационных технологий Томского государственного университета (ТГУ) вместе с коллегами из Болгарии изобрели многоволновой лазер «MLM-01», работающий на парах металлов. Изобретение поможет обеспечить надежную навигацию самолетов и судов в условиях плохой видимости. Об этом сообщает официальный сайт ТГУ.

Лазер, разработанный томскими учеными совместно с болгарскими коллегами из компании Pulslight Ltd., работает на парах таких металлов, как стронций, кальций и барий, а также на бромиде меди. По словам заведующего учебной лабораторией лазерных систем факультета инновационных технологий ТГУ Алексея Шумейко, функциональные характеристики лазера определяются его активной средой, именно от нее зависит диапазон длин волн, на которых может работать установка. Например, бромид меди обеспечивает излучение в желто-зеленой области спектра, таким образом, его можно применять в лазерных микроскопах, усилителях яркости и для лечения кожных заболеваний. Лазер, у которого в качестве рабочей среды используется барий, будет способен излучать в невидимом диапазоне (1,5-3 микрона). Такое излучение хорошо «видят» регистрирующие системы, и при этом оно не ослепляет пилотов. А если в качестве активной среды взять кальций, то установка будет работать в области инфракрасного излучения (на частоте 5 микрон).

Лазер «MLM-01» наряду с другой разработкой ТГУ — «Sr-05» (единственной в мире лазерной установкой для резки хрупких материалов) — был недавно представлен в Болгарии на 72-ой Международной технической ярмарке International Technical Fair 2016 в Пловдиве. Оба изобретения удостоены золотых наград одного из крупнейших европейских выставочных мероприятий.